Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик
 
Дельтапланы и парапланы
 

«Мото-дельтаплан»: дельтаплан с мотором

Он был задуман как средство получения экспериментальных данных об устойчивости, управляемости и других аэродинамических характеристиках такого рода аппаратов. Ставилась также задача — довести до высокого уровня безопасность полетов, получить материал для разработки технических требований и норм летной годности, которым должен соответствовать мотодельтаплан. Ведь во многих странах подобные сверхлегкие аппараты применяются не только в спортивных целях, но и для химической обработки посевов с воздуха, связи, наблюдения за состоянием лесных массивов и акваторий, кино- и фотосъемки.

Этот мотодельтаплан обладает отличными взлетно-посадочными характеристиками и малой скоростью полета, что в данном случае — преимущество, способствующее повышению безопасности. По технике пилотирования он доступен пилотам-дельтапланеристам средней квалификации, поэтому может служить «летающей партой» и будущим летчикам, и конструкторам, и любителям.

«Мотодельтаплан» представляет собой гибрид обычного дельтаплана и мототележки. Конструктивная простота, малый вес, складываемость, балансирный принцип управления и наличие двигателя позволяют значительно расширить сферу применения этого сверхлегкого летательного аппарата.

По схеме — летающее крыло расчалочного типа с трехколесной мототележкой и толкающим воздушным винтом. Выбор такой компоновки продиктован следующими соображениями.

Во-первых, линия действия тяги винта проходит вблизи центра тяжести аппарата или несколько ниже его, создавая кабрирующий момент. Это желательно: при отказе двигателя мотодельтаплан автоматически переходит на режим планирования, уменьшая полетный угол атаки. А трехколесное шасси делает взлет и посадку, в том числе вынужденную, безопасными.

Во-вторых, мототележка позволяет увеличить взлетную массу — повысить грузоподъемность и полезную эффективность.

В-третьих, за счет установки мягкого кресла обеспечиваются более комфортные условия для пилота при сохранении балансирного принципа управления.

И наконец, в-четвертых, «Мотодельтаплан» конструктивно прост и удобен в эксплуатации. К этому следует добавить, что мототележка пригодна и для его наземной транспортировки.

В качестве крыла использован серийный учебно-тренировочный дельтаплан «Славутич-УТ», о котором я рассказывал в статье "Дельтаплан - своими руками".

Основные силовые элементы его конструкции усилены трубами из Д16Т: боковые лонжероны — внутренними рессорами 40x2 и 36x2 в местах с пиковыми изгибающими моментами; килевая и поперечная балки — бужами, соответственно 40х2 и 39x1.9. Причем килевая балка усилена в месте установки нижних задних тросов, смещенных на 500 мм вперед для обеспечения зазора между ними и воздушным винтом.

Диаметр боковых нижних тросов увеличен до 3,5 мм (вместо 2,5 мм на серийной модели). Несущий швеллер центрального узла удлинен для больших возможностей балансировки.

На грифе трапеции смонтирована комбинированная ручка управления дельтапланом и двигателем, что позволило увеличить диапазон изменения центровки. Мототележка подвешивается под крылом в одной точке на двухстепенном шарнире. В остальном крыло дельтаплана «Славутич-УТ» изменений не претерпело.

Мототележка ферменно-расчалочной конструкции выполнена из труб Д16Т. Элементы горизонтальной треугольной рамы имеют 40х1,5; вертикальной — 40x2. Ось основных колес шасси также из труб 40х2 и 45x1,5. Горизонтальная и вертикальная рамы замкнуты силовым каркасом кресла пилота. Сиденье сшито из авиацента и усилено капроновыми лентами и поролоном; оно имеет привязные ремни с быстродействующим замком фиксации. Для большей жесткости и надежности вертикальная рама связана с горизонтальной регулируемыми растяжками 2,5 мм.

Все соединения элементов каркаса — шарнирные, позволяющие легко складывать мототележку.

На вертикальной раме, позади кресла смонтированы моторама и предохранительная опора. Основные колеса шасси размером 280x85 мм — от карта. Ступицы отштампованы из листа Д16АМ толщиной 2 мм, в них запрессованы втулки с бронзовыми подшипниками скольжения. Передняя стойка шасси — колесо 200х80 мм — установлено в поворотной вилке и непосредственно связано с педалями управления.

Амортизация при взлете и посадке осуществляется за счет упругой деформации конструкции мототележки и пневматиков колес. Тормоза отсутствуют.

Силовая установка — лодочный подвесной двигатель «Нептун-23», переделанный на воздушное охлаждение. Блок цилиндров отлит из сплава АЛ9 в земляной форме по деревянной модели, затем механически обработан, расточен и отфрезерован. В него запрессованы чугунные гильзы цилиндров.

Головка блока также отлита из АЛ9. Картер и кривошипный механизм с поршнями не переделывались. Коленвал развернут по отношению к картеру на 180°. На силовой конусный носок вала установлена втулка воздушного винта, а на хвостовик, через шлицевую муфту и переходный фланец — двухискровое магнето «Катэк».

Топливная система оставлена без изменений. Карбюратор К-36 присоединяется к чартеру двигателя угловым патрубком, обеспечивающим горизонтальное положение поплавковой камеры.

Воздушный винт — СДВ-1 ЦАГИ 906 мм с шагом 400 мм. Но из-за отсутствия редуктора (винт крепится шестью болтами М6 через втулку из стали 30ХГСА прямо к выходному валу двигателя) видоизменен для сохранения достаточного коэффициента тяги: лопасти уширены вдвое. По конструкции винт моноблочный, склеен из перемежающихся слоев древесины липы и бука и армирован угле- и стеклопластиками. Концы лопастей окованы латунью.

Управление двигателем осуществляется ручкой газа от мотоцикла «Ява», связанной тросом в боуденовской оболочке с дроссельной заслонкой карбюратора. Двигатель закреплен на мотораме переходными профилями, опирающимися на четыре резиновых амортизатора.

Приборное оборудование содержит указатель воздушной скорости ЛУН-1011, высотомер ВД-10, вариометр ВР-10 и указатель температуры головки цилиндров ТЦТ-9. Щиток приборов установлен над передней стойкой шасси и закрыт легким стеклопластиковым обтекателем. На нем смонтированы также тумблеры зажигания и сигнальные лампочки критического угла атаки и минимальной воздушной скорости. Датчиком барометрических приборов служит вынесенная вперед трубка приемника воздушного давления — ПВД.

Диапазоны эксплуатационных ограничений мотодельтаплана следующие: скорость ветра не более 6 м/с, температура воздуха от -10 до +25°С, высота аэродрома не выше 50 м над уровнем моря, максимальная взлетная масса не должна превышать 180 кг.

Основные летно-технические характеристики, полученные в ходе предварительных испытаний, в основном соответствовали расчетным. При условии соблюдения исходных данных они составляют: максимальная скорость 65 км/ч, скороподъемность 2 м/с, крейсерская скорость 55 км/ч, взлетная — 40 км/ч (с разбегом 20-30 м), посадочная — 45 км/ч (с пробегом 20 м), потолок 500 м, дальность 30 км.

Рис. 1. Компоновка двигателя:
1 — головка блока цилиндров, 2 — блок цилиндров, 3 — картер, 4 — переходный фланец, 5 — магнето, 6 — втулка воздушного винта, 7 — пусковой шкив, 8 — воздушный винт, 9 — проставка, 10 — обтекатель, 11 — впускной патрубок, 12 — карбюратор.

Рис. 2. Мототележка:
1 — блок приборов, 2 — носовое колесо, 3 — горизонтальная рама, 4 — каркас пилотского кресла, 5 — кресло, 6 — бензобак, 7 — подкос моторамы, 8 — предохранительная пята, 9 — задние тросовые растяжки, 10 — вертикальная рама, 11 — комбинированная ручка управления с сектором газа, 12 — носовая тросовая растяжка, 13 — центральный узел крыла, 14 — педаль управления носовым колесом, 15 — основное колесо, 16 — задняя ось, 17 — моторама, 18 — рычаг педалей, 19 — вилка носового колеса, 20 — ось вилки, 21 — кронштейн блока приборов, 22 — щиток, 23 — ось колеса (болт М14), 24 — приборная панель, 25 — килевая труба, 26 — соединительные болты М8, 27 — поперечная труба, 28 — серьга кардана, 29 — соединительные болты М6, 30 — силовой кронштейн.

Рис. 3. Схема усиления каркаса крыла мотодельтаплана:
1 — боковой лонжерон,
2 — труба 40х2; 3 — труба 36х2; 4 — поперечная балка; 5 — труба 39х1,9; 6 — килевая балка.

Рис. 4. Воздушный винт.

Авторы: А. Клименко, О. Белоус.
http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Loading...

 

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...