Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик
 
Дельтапланы и парапланы
 

Тренажер для дельтапланериста

Занятия на тренажере необходимы для повышения безопасности полетов, и предназначены для овладения навыками управления дельтапланами любого класса.

В основу конструкции тренажера положено устройство для наземного обучения планеристов, за которое Б. И. Ошкинис еще в 50-е годы получил авторское свидетельство.

Тренажер состоит из двух основных частей: вертикальной мачты и горизонтальной сборной стрелы. В стационарном варианте мачта крепится болтами к монолитному фундаменту, в мобильном — к крестообразному основанию, укладываемому прямо на грунт.

Верхний конец мачты оборудован поворотным механизмом, на который устанавливается стрела. Получается что-то вроде качелей, только с двумя осями вращения: горизонтальной и вертикальной. К короткому концу стрелы подвешивается стальная корзина противовеса, а к длинному, через шарнир с тремя степенями свободы, — дельтаплан (за верхнюю, наиболее близкую к центру тяжести крыла часть трапеции). Начинающий дельтапланерист подцепляется к центральному узлу аппарата точно так же, как и для обычного свободного полета.

Корзина противовеса загружается железками, кирпичами или камнями, пока пилот и дельтаплан (при нулевом угле атаки, когда отсутствует подъемная сила крыла) не уравновесятся. Можно начинать тренировку.

Надо сказать, что наиболее интересно работать на тренажере при скорости ветра у земли 4-7 метров в секунду. Как только дельтапланерист отдает ручку от себя, при встречном ветре на крыле возникает подъемная сила и аппарат устремляется вверх, увлекая за собой стрелу. Максимальная высота, на которую можно подняться над землей, достигает восьми метров. При этом противовес опускается, описывая вокруг горизонтальной оси дугу окружности. Чем ниже корзина, тем меньше создаваемый ею крутящий момент из-за укорочения плеча относительно оси вращения.

Получается саморегулирующийся режим: скорость ветра по мере подъема растет и, казалось бы, должна увеличиваться и подъемная сила крыла; однако вышеупомянутое изменение крутящего момента не позволяет подняться слишком высоко. Это очень удобно, можно без особой опаски маневрировать, изменяя центровку и угол атаки. Стоит лишь пилоту перевести трапецию, например, вправо, как крыло относительно шарнира накренится в противоположную сторону, и дельтаплан переместится в потоке воздуха влево.

Чтобы восстановить горизонтальный полет, нужно вернуть трапецию назад, то есть управлять так же, как и в настоящем полете. Нагрузки на крыло и орган управления достаточно сильны и вполне соответствуют реальным, действующим в динамическом потоке с тенденцией к турбулентности. Разница лишь в том, что ощущается некоторая замедленность реакции всей системы «тренажер—дельтаплан—пилот», ее инерционность. Но к этому быстро привыкаешь.

Тренажер полезен не только для первоначального обучения но и для тренировок уже подготовленных спортсменов. Ценность устройства еще в том, что при помощи несложных измерительных средств на нем возможна проверка симметричности крыла и предварительная оценка его антипикирующих свойств.

Отдельно несколько слов о технике безопасности. Разумеется, главный залог длительной безаварийной службы тренажера — применение качественных материалов при изготовлении и аккуратная сборка. Особенно надежны должны быть сварные швы. Перед тренировкой и после следует тщательно осматривать все элементы конструкции: нет ли трещин, вмятин, прогибов.

Во время полетов надо обязательно пользоваться привязанным к длинному концу стрелы страховочным фалом для предупреждения неконтролируемых действий ученика или сильных порывов ветра.

Когда меняются пилоты (корзина противовеса загружена), ни в коем случае нельзя отпускать конец стрелы. Необходимо, чтобы не менее двух человек удерживали ее, а у страховочного фала находился инструктор. Если дельтаплан снимается, то три человека, подстраховывая друг друга, отпускают фал до тех пор, пока корзина не ляжет на землю. Во время работы тренажера посторонним запрещается заходить в зону тренировки.

Уходя, следует разгрузить корзину противовеса, снять стрелу и примкнуть ее к мачте.

Рис. 1. Конструкция тренажера:
1 — корзина противовеса (трубы 25х25 мм, 30 шт.), 2 — первая секция стрелы (труба или уголки 80х60 мм), 3 — вторая секция (труба 80х60 мм), 4 — распорка (труба 40х40 мм), 5 — стальной трос 8 мм, 6 — третья секция стрелы (труба 60х60 мм), 7 — четвертая секция (труба 60х60 мм), 8 — страховочный фал, 9 — пятая секция стрелы (труба 50х50 мм), 10 — ферма (труба 25х25 мм), 11 — законцовка (труба 40х40 мм), 12 — крестообразная ферма (мобильный вариант фундамента), 13 — швеллер № 12, 14 — швеллер № 14, 15 — болты крепления М16х40 мм (8 шт.), 16 — мачта, 17 — опорный фланец (уголки 50х50 мм), 18 — болт стационарного фундамента М18 (4 шт.), 19 — дополнительные растяжки (трос 4 мм, трубы 25х25 мм), 20 — подвеска корзины (швеллер 50х37 мм, 2 шт.), 21 — фланцы (Ст. 3, 8 шт.), 22 — поворотная плита (Ст. 3), 23 — опорная пята (Ст. 3), 24 — болт М10 (20 шт.), 25 — стакан (Ст. 3), 26 — вертикальная ось (Ст. 3), 27 — роликовый подшипник № 7306, 28 — страховочный болт М12 (Ст. 45), 29 — вал (Ст. 45), 30 — корпус подшипника (Ст. 3), 31 — опорная плита (Ст. 3), 32 — уголок 40х40 мм, длина 2300 мм, 33 — подшипник № 305 (2 шт.), 34 — силовой набор мачты (уголки 25х25 мм), 35 — подкладка (Ст. 3, 4 шт.).

Рис. 2. Шарнир:
1 — законцовка (вместе с кронштейном условно повернута на 90°), 2 — кронштейн (Ст. 3), 3 — хомут (Ст. 3), 4 — болт М7х24 мм, 5 — ухо с гайкой (Ст. 45), 6 — курсовая ось (БрАЖ9-4), 7 — ухо с болтом (Ст. 45), 8 — болт М10, 9 — ось крена (БрАЖ9-4), 10 — втулка (БрАЖ9-4).

Автор: С. Приалгаускас, г, Каунас, Литва.
http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Loading...

 

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...