Как организовать Интернет-бэнкинг
Нет необходимости объяснять важность Интернета для повседневной жизни вообще и для предоставления банковских услуг в частности. На Западе уже существуют полностью виртуальные банки, не имеющие реальных отделений. В России ситуация несколько иная, но тем не менее количество пользователей Интернета исчисляется уже несколькими миллионами, причем большинство из них - не старые люди с относительно высокими доходами, являющиеся потенциальными потребителями услуг Интернет-бэнкинга.
При организации предоставления банковских услуг через Интернет есть два пути. Первый - максимально сложный и дорогой, но и самый правильный с технологической точки зрения. Правда с оговоркой, что потратив время и деньги удастся достичь поставленной цели. Заключается он в том, что банку необходимо установить мощный бэк-офис, способный в 'он-лайне' обрабатывать запросы от клиентов, поступающие через Интернет. К сожалению, подобный бэк-офис - недостижимая мечта для большинства банков. Его внедрение требует существенных материальных затрат на программное обеспечение и специалистов, способных его правильно выбрать, а затем поддерживать и развивать. Приобретение такого программного обеспечения для организации Интернет-бэнкинга вряд ли может быть экономически оправдано.
Второй путь - существенно проще и экономичнее. Главный его плюс в том, что при внедрении новой услуги максимально используется программное обеспечение уже имеющееся в банке. Данный путь заключается в установке системы, предназначенной для обработки транзакций в 'он-лайне' и несущей в себе элементы Интернет-бэнкинга. Будучи доступной 24 часа в сутки, эта система берет на себя обслуживание операций клиентов в реальном времени, а обмен с бэк-офисом банка осуществляется файлами в офф-лайне с периодичностью нужной данному конкретному банку. Другими словами, банк выстраивает прочный мост между своим виртуальным отделением в Интернете и бэк-офисом, позволяющий проводить основные банковские операции включая получение выписок, перевод средств со счета на счет, внесение денег на депозит и т.д. Таким образом, клиент получает возможность оперировать со своими счетами любыми способами - из отделения банка через кассу, через банкомат, делать покупки в магазинах как в России, так и за рубежом и иметь доступ к проведению операций по счетам со своего домашнего компьютера или мобильного телефона, а банк выходит на качественно новый уровень предоставления банковских услуг.
Нужно отметить, что ключевым моментом в Интернет-бэнкинге является надежная идентификация клиента при проведении им банковских операций и защита передаваемых данных. Здесь возможны различные варианты, но при всем многообразии решений в данной области наиболее эффективными, на мой взгляд, являются комбинация смарт-карты стандарта EMV и протокола SSL (Secure Socket Layer). Вне всяких сомнений будущее принадлежит смарт-картам EMV и их быстрое распространение вытеснит конкурирующие решения. Это в части идентификации клиента. SSL привлекает простотой внедрения и высокой степенью защиты данных при соответствующей длине используемых ключей шифрования. Он поддерживается всеми браузерами и фактически является стандартным средством для закрытия данных от несанкционированного постороннего доступа в Интернет.
Автор материала: Максим Казаков
http://patlah.ru
© "Бизнес-Энциклопедия" Патлах В.В. 2005-2010 гг.
|