Как основать собственный бизнес методом франчайзинга
Слово ФРАНЧАЙЗИНГ (франшизирование) происходит от французского FRANCHIR, которое значит "освобождать". Сегодня оно имеет несколько разных значений в зависимости от отрасли. Некоторые даже называют франчайзинг отраслью самой по себе, будь то товар или услуга. Однако ТИПИЧНАЯ франшиза представляет собой ДОГОВОР между продавцом и покупателем - который позволяет ПОКУПАТЕЛЮ (франчайзи, франшизодержателю, франшизиару) ПРОДАВАТЬ товар или услугу ПРОДАВЦА (франшизера, франшизодателя). Международная франшизная ассоциация (International Franchise Association) дает следующее определение:
"Франшиза представляет собой непрерывное взаимоотношение между франшизером и франчайзи, при котором все знания, производственные и маркетинговые методы ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ франчайзи за встречное удовлетворение интересов".
Франчайзи получает таким образом ГОТОВОЕ предприятие. И именно в этом главная привлекательность франчайзинга. Франчайзи НЕ нужно СОЗДАВАТЬ предприятие шаг за шагом, как должен это делать предприниматель, начинающий с нуля. И, вероятно, оно будет точной КОПИЕЙ всех остальных предприятий во франшизной цепи.
За фиксированную плату типичный франчайзи получает квалифицированную ПОМОЩЬ, которая в противном случае оказалась бы слишком дорогостоящей для его отдельного предприятия, по следующим направлениям:
* СТРАТЕГИЯ маркетинга с акцентом на рекламу;
* Первоначальное ОБУЧЕНИЕ работников и подготовка в области УПРАВЛЕНИЯ;
* Дизайн магазина и закупка оборудования;
* Унифицированная политика и процедуры;
* Централизованные ЗАКУПКИ по пониженным ценам
* Постоянное консультирование по вопросам управления
* Выбор МЕСТА и рекомендации по РАЗМЕЩЕНИЮ предприятия
* Предоставление аренды;
* ФИНАНСИРОВАНИЕ.
В сущности, франчайзинг процветает потому, что совмещает стимул к владению малым предприятием с управленческим мастерством крупного бизнеса. А личная собственность представляет лучший стимул, когда-либо созданный для побуждения к работе.
Несомненно, от франчайзинга выгадывает не только франчайзи, но и франшизер, который быстро разрастается, используя денежные средства других людей (франчайзи). В большой степени именно поэтому такие гиганты, как "Макдоналдс" и "Баскин-Роббинс", стали крупнейшими предприятиями за такое короткое время. Кроме возможности быстрого расширения для франшизера франчайзинг позволяет также франшизеру внедряться в НОВЫЕ географические РАЙОНЫ, которые, вероятно, в противном случае не были бы подходящими для расширения. Поскольку франшизеру требуется меньшее количество управляющих, ЗАТРАТЫ на заработную плату и проблемы с персоналом УМЕНЬШАЮТСЯ. Кроме того, франчайзи обладают более сильной мотивацией, чем наемные руководящие сотрудники компании.
Международная франчайзинговая ассоциация предсказывает, что вскоре франчайзинг будет преобладать в РОЗНИЧНОЙ торговле. Он занимает также сильные позиции в сфере УСЛУГ и в меньшей степени в ПРОИЗВОДСТВЕ.
До последнего времени слово франчайзинг было синонимом для предприятий общественного питания с едой быстрого приготовления типа "Макдоналдс". Но сейчас франчайзинг проник в большинство отраслей. Назовите какой-нибудь товар или услугу - и не исключено, что имеется кто-то, предоставивший на них франшизу.
Франшизы существуют в таких РАЗЛИЧНЫХ областях, как художественные ГАЛЕРЕИ и МАСТЕРСКИЕ по ремонту обуви, бары и персональные компьютеры. Франчайзинг проник даже в сферу таких услуг, как оздоровительные центры для снижения веса.
Франчайзинг часто оказывается ЛУЧШИМ путем к успеху для будущего предпринимателя. Соотношение банкротств является низким, поскольку более крупная организация ЗАЩИЩАЕТ франчайзи путем предоставления рекомендаций и установления стандартов. В США только 4% всех франшизированных предприятий прекратили свое существование. Однако опыт показывает, что франшиза является отнюдь не бесспорным путем к успеху.
http://patlah.ru
© "Бизнес-Энциклопедия" Патлах В.В. 2005-2010 гг.
|