Интернет-маркетинг
Для того чтобы создать и раскрутить свой интернет-проект, сделать его прибыльным, без рекламы в самом Интернете не обойтись. И разобраться здесь гораздо сложней, нежели в рекламоносителях более привычных. К тому же, как и во всякой несформировавшейся сфере российского бизнеса, здесь много возможностей для различных хитроумных махинаций.
По данным социологического опроса, проведенного авторитетными агентствами «Ernst Young» и «Andersen Consalting», 97(!) % потенциальных покупателей электронных магазинов попросту не желают доверять свою кредитную карточку Сети. Лишь 53% хотели бы увидеть товар до покупки. Это значит, что без малого половина потребительской аудитории считает вполне приемлемым покупать товар через Интернет, веря Сети «на слово». При этом 75% опрошенных однозначно считают, что покупать товар в электронных магазинах и удобнее, и выгоднее. Это означает, что если традиционно в рекламной поддержке больше нуждается сам товар (речь идет, естественно, не о раскрутке торговой марки, как, например, у Довганя), то в электронной торговле на первое место выступает имидж компании-реализатора. Отсюда и широкий разброс цен на размещение и поддержку web-страниц.
В связи с этим в сфере электронной коммерции востребованы, помимо рекламных, и консалтинговые агентства, специализация которых - помочь фирмам с планированием собственного интернет-бизнеса и выбором того или иного web-мастера или рекламного агентства.
Медиа-планирование в Интернете практически не имеет ничего общего, кроме названия, с привычным рекламным медиа-планированием. В первую очередь потому, что при обычном медиа-планировании клиенту можно что-то объяснить и подтвердить свои доводы калькулятором и данными социологических опросов. Совершенно иначе обстоят дела в Интернете. Здесь медиа-плэнер определит наличие или отсутствие целевых групп на рекламных площадках, но очень приблизительно, и заказчику все равно придется положиться на его опыт. Все это делает проведение тендеров, столь распространенных в традиционном рекламном бизнесе, пустой тратой времени и средств в случае с Интернетом.
Если обычному, не «электронному» рекламодателю сказать, что его рекламу гарантированно увидят полмиллиона человек при условии ее размещения в таком-то номере такого-то издания (в таком-то эфирном интервале), то он, несомненно, скажет «давайте», не особенно задумываясь о цене такого размещения. Ведь заказчик традиционных рекламных услуг по-прежнему связывает успех рекламы не только с повышением объема продаж, но и с дизайнерскими изысками, с площадью и временем размещения, с количеством людей, вольно или невольно ставших потребителями его рекламных обращений.
«Электронные» рекламодатели от всего этого давно отказались. Им не нужны посетители сайтов и потребители рекламы, им нужны покупатели. Поэтому во главу угла здесь ставится объем продаж, а отнюдь не творческая идея, которая, к тому же, занимает большой объем памяти и может стать труднодоступной для пользователей компьютеров с недостаточно мощным программным обеспечением.
И поскольку электронная торговля, в отличие от традиционной, является пока «пробирочной» (здесь еще нет бандитов, милиции, пожнадзора и санэпидемстанции), она развивается семимильными шагами. Те электронные магазины, которые отказались от системы электронных платежей, собираются не сворачивать, а развивать торговлю в Интернете. Но при отказе от электронных систем платежа теряется главная привлекательность Интернета для покупателя - дешевизна. Ведь покупатель должен платить и за доставку. Но даже здесь он предпочитает расплатиться наличными с курьером, чем доверить компьютеру пин-код своей кредитной карточки.
Поэтому все большую популярность приобретает идея электронной подписи заказчика и разработка систем ее идентификации. Еще одним приемлемым и перспективным решением может стать использование предоплаченных финансовых продуктов, вроде карточек для проезда в метро или оплаты телефонных услуг. Но и здесь для совершения покупки необходимо как-то «засветить» свою карточку.
Финансовые вопросы - больное место на российском рынке электронной коммерции. Не случайно крупнейшие транснациональные корпорации начали проводить в этом году активную маркетинговую политику в России, предлагая свои решения этих вопросов. Однако все они так или иначе связаны с использованием системы кредитных карт, а посему вряд ли приживутся и найдут отклик в душах российских покупателей. Тем более, что никакой системы регистрации и экспертизы электронных магазинов в России пока не существует, и магазин может существовать только в электронном виде.
С другой стороны, последнее обстоятельство не может не вызвать к жизни некие центры сертификации электронных магазинов и компании, продающие полисы по страхованию доставки товаров покупателям.
Но даже и при отсутствии подобных центров отмечается неуклонный и стремительный рост объема продаж по таким категориям товаров, как книги (деловая литература), компакт-диски, видео- и аудиокассеты, программное обеспечение. Это показатель того, что у электронной коммерции в России будущее есть. А вот есть ли оно у современного бизнеса без активного использования Интернета?
Даже самый не посвященный в интернет-технологии человек, посидев в зале и послушав выступление хотя бы одного докладчика, поймет, что продажа товаров и услуг через Интернет - дело перспективное, но вовсе не простое.
Для того чтобы создать и раскрутить свой интернет-проект, сделать его прибыльным, без рекламы в самом Интернете не обойтись. И разобраться здесь гораздо сложней, нежели в рекламоносителях более привычных. К тому же, как и во всякой несформировавшейся сфере российского бизнеса, здесь много возможностей для различных хитроумных махинаций.
Автор материала: Александр Тропнов
http://patlah.ru
© "Бизнес-Энциклопедия" Патлах В.В. 2005-2010 гг.
|