Деловая психология - бизнесменам
Многим знакома подобная ситуация - братья Сергеевы приняли решение начать собственный бизнес. Их умирающее НИИ доживало последние дни. Создание новой фирмы поддержали еще трое близких друзей программистов. Так в конце 80-ых, в разгар перестройки, родилась известная многим компьютерная компания.
Пятеро учредителей взяли в аренду подвал, договорились о товарном кредите комплектующих и начали собирать компьютеры. Их стоимость была невысокой, дело процветало, росли обороты и мощности. Неожиданно и как гром среди ясного неба возник серьезный конфликт между двумя директорами-учредителями. Третий, чтобы не участвовать в постоянных разборках перестал ходить на работу. Разрастался ком обид, сплетен, недомолвок. В довершение всего исчезла крупная сумма денег. Над фирмой нависла угроза развала. Хотя учредители понимали, что это повлечет за собой потерю с таким трудом завоеванных позиций на рынке.
И тут один из братьев Сергеевых пригласил на фирму психологов-консультантов, работающих в области бизнеса. Мало кто верил, что это что-то изменит. Однако предприятию был необходим взгляд со стороны, своего рода психологический, управленческий аудит. После коротких собеседований с руководством и специалистами приглашенные консультанты организовали собрание учредителей, которое не собиралось уже больше года. Собрание длилось целый день и проходило очень необычно, так как вели его психологи-консультанты. Результаты удивили всех сотрудников. Уже во время собрания были высказаны и открыты недомолвки, обиды и подозрения. Противоборствующие группы внутри компании впервые договорились, избрав ориентиром для дальнейшего развития успех и процветание фирмы. Была принята антикризисная программа, выполнение которой помогла ликвидировать последствия разброда последних месяцев. В течение трех последующих недель работа консультантов на предприятии включала в себя проведение тренингов и семинаров. Были проведены тренинги по искусству коммуникации и конфликтологии с менеджерами. Руководители изучили технологии мозгового штурма, перспективного планирования, узнали, что в жизни предприятия, как и в жизни человека, существуют критические периоды. Серьезному пересмотру подверглась организационная структура предприятия, став более адекватной и гибкой.
Эта история напоминает святочный рассказ - все кончилось хорошо, они жили долго и счастливо.
Многим же известны и другие истории, когда разваливаются перспективные фирмы, оставляя после себя врагов, долги и проблемы. Причины подобных трагедий - незнание азов деловой психологии. Ведь для того, чтобы руководить, нужно не только разбираться в специфике бизнеса, но и постигать неведомую доселе науку - деловую психологию.
Когда спрашиваешь руководителя, что он знает о психологии в бизнесе, в лучшем случае получаешь ответ: "Да, Карнеги я читал". Сразу вспоминается анекдот о том, как у нового русского дотла сгорели библиотека. В огне погибли Уголовный кодекс и любимая книжка с картинками.
На смену Карнеги - талантливому сборнику советов начала века - пришли эффективные, мощные технологии общения и управления. Это можно сравнить с тем, как на смену счетам пришел компьютер. Любому человеку, достигшему успеху в бизнесе, мало обилия советов и рекомендаций. Недаром гласит известная пословица: "Не можешь помочь - дай совет".
Что делать дальновидным и мудрым предпринимателям, которые понимают, что их успех в бизнесе напрямую связан с умением управлять и общаться. Естественно, у них вряд ли найдется время заканчивать институт психологии и штудировать горы литературы. Сейчас появилась возможность воспользоваться услугами консультантов, пройти интенсивные обучающие семинары-тренинги.
Чему же учит психология бизнеса?
Авторы нижеследующей классификации не претендуют на истину в последней инстанции. Излагая лишь свой взгляд - взгляд практикующих специалистов.
В психологии бизнеса мы бы выделили следующие разделы:
Подбор персонала
Подбором персонала в настоящее время занимается масса специализированных фирм. Многие из них на самом деле могут подобрать вам грамотных, компетентных специалистов. Однако сделать так, чтобы сотрудник сходу вписался в команду, разделил идеологию и ценности предприятия - задача более сложная. Сейчас существует большое количество различных психологических тестов. Некоторые руководители, излишне полагаясь на них, в последствие недоуменно разводят руками. Мы отводим тестам лишь вспомогательную роль, отдавая предпочтение специально разработанным интервью и способам отбора посредством групповой динамики. Сотрудники, набранные на работу посредством наших "ноу хау", успешно трудятся на своих предприятиях. Поэтому, применяя тесты лишь в качестве фильтра для отсева психопатологии и низкого интеллекта, мы с успехом пользовались нашим интервью и групповой динамикой не только для набора отдельных специалистов, но и для формирования команды "под ключ". Методам интервью мы не только пользуемся сами, но и обучаем руководителей, менеджеров, работников кадровых служб предприятий.
Конфликты
Одни руководители предпочитают избегать конфликтов, другие раздувают их, третьи не замечают. Психология бизнеса учит позитивно разрешать конфликты, используя для этого ценности предприятия, а также специальные методики ведения переговоров во время конфликтов. Многим известны подобные правила: не принимать в конфликте чью-либо сторону, быть в роли "третейского судьи", по очереди давать слово каждой из конфликтующих сторон. Главное, чтобы конфликтующие стороны вместе сказали "да" какой-либо общей идеи. Это может быть процветание фирмы, благоприятный психологический климат, рост материального благосостояния. Опытный психолог-консультант, руководитель, достигнув точки соприкосновения конфликтующих сторон, сможет и дальше вести их к соглашению. Легко читать об этом, обучиться же подобным методикам, чтобы не задумываясь применять их, можно на специальных семинарах.
Переговорные процессы
Сюда входят переговоры по телефону самого различного уровня. Секретарь на телефоне - это своеобразная визитка фирмы. Первые слова, произнесение названия фирмы, приветствие иногда задают тон всего дальнейшего взаимодействия с заказчиком. Многим торговым фирмам важно, чтобы заказчик приехал в офис для ведения переговоров. И эта задача ложится на секретарей и менеджеров при разговоре по телефону.
Переговоры в офисе также имеют свои правила и техники. Когда заказчик уже приехал, то первые контакты происходит на уровне секретарей, затем - на уровне менеджеров среднего и высшего звена. Очень важно понимание сотрудников, что от того, насколько они компетентны в знании психологических основ переговорного процесса зависит успех заключенных сделок. Зачастую же считается, что только цена продукции и условия поставок могут решить успех переговоров.
Процессы взаимодействия сотрудников и структур
Можно назвать это общим словом - коммуникационные процессы на предприятии. Разработана целая система анализа взаимосвязей сотрудников и подразделений на предприятии. Очень важно для нормальной работы отслеживать, как передается информация, где образуются так называемые 'черные дыры', в которых информация бесследно исчезает. Часто достаточно точные приказы руководителей предприятия бесследно исчезают, так и не дойдя до тех сотрудников, которым они предназначались.
Очень важно на предприятии отлаженная система контроля за выполнением, что является основой делегирования полномочий на разных уровня.
Важно отследить, насколько записанные функциональные обязанности сотрудников и иерархические взаимодействия между ними на самом деле таковыми являются. И какова истинная структура предприятия. Зачастую в таком несоответствии кроется недостаточное функционирование структур и сотрудников.
Все эти моменты вскрываются вместе с руководством предприятия и совместно разрабатывается программа по улучшению коммуникационных процессов.
Рекламная служба
Это одно из ключевых звеньев в работе любого предприятия, работающего на рынке сбыта своих услуг или товаров. На сегодняшний момент многие рекламные задачи предприятий решаются стандартными путями. Руководители обращаются в рекламные агентства, где по уже отработанным шаблонам проводится рекламная компания продукции. Случается, что на предприятии создается своя рекламная служба, но зачастую она состоит из молодых сотрудников, которые экспериментируют не только рекламными лозунгами, но и деньгами фирмы.
Известно, что существуют психологические основы рекламного воздействия. Это никто не отрицает, но, почему-то мало кто использует. Рекламный продукт, как правило, создается не на основе изучения психологии потребителя, а на основе собственного представления сотрудника рекламной службы о том, как это должно быть, или 'как это красиво бы смотрелось'.
Мы перечислили далеко не все направления работы в области бизнес-психологии. Но мы данной публикацией только начинаем наше увлекательное путешествие по безбрежных просторам бизнеса.
Автор материала: Галина Сартан
http://patlah.ru
© "Бизнес-Энциклопедия" Патлах В.В. 2005-2010 гг.
|