|
Как зарекомендовать себя на работе |
|
Учитесь управлять... своим начальником.
Если вы думаете, что для этого нужно погоняло, которым пользуются пастухи, загоняя быков в стойло, то вы глубоко ошибаетесь, и траектория вашей карьеры обречена на падение.
Cовсем не случайно, что появившийся не так давно в мировой паутине сайт myboss.com, столь популярен. Ведь он дал возможность подчиненному служивому люду всего мира собираться под его электронным прикрытием и обмениваться байками о своих боссах. Это настоящий памятник начальственной тупости, некомпетентности и мстительности, которые предстают теперь на свет из темных закоулков жизни современных корпораций.
Вот две самых незатейливых истории:
- Я заседал в жюри присяжных. В какой-то момент меня срочно позвали к телефону. Спрашиваю разрешения у старшины, подхожу. На проводе босс. Я ему зачем-то понадобился. Объясняю: как раз будем выносить вердикт. А тот мне и говорит: "Этот парень все равно виновен, а ты, если сию минуту не явишься, будешь уволен!"
- В качестве личного пароля для входа в компьютер я предложил боссу незатейливую комбинацию из "звездочек":* * * * *, и тут же получил разнос: ведь это слишком просто!
Все это было бы забавно и только, если бы не отражало печальную действительность. Известно, что из всех видов рабочих взаимоотношений - с клиентами, поставщиками, коллегами, тяжелее всего построить отношения именно с теми, кто нас нанял и нами руководит. А ведь это едва ли не самое важное в жизни. Как считает профессор Кари Купер из Школы бизнеса в Манчестере, специализирующийся на психологических проблемах в организациях, мы вообще теряем навыки непосредственного общения, все больше времени проводя за компьютером и посылая друг другу сообщения по электронной почте. Ситуация с безопасностью труда также не становится лучше. На своих рабочих местах люди испытывают страх и стресс, что затрудняет общение вообще, а тем более с начальником, которого многие автоматически зачисляют в категорию "враг".
Между тем, начальник начальнику рознь, и очень важно понимать своего босса как личность.
Правило первое. Для эффективного управления своим начальством, разберитесь, кто они такие, ваши боссы и чего хотят. Они делятся на три основные категории: боссы кошмарные; боссы обыкновенные (то есть, иногда добрые, иногда придирчивые - в зависимости от обстоятельств); боссы мудрые, справедливые и даже внешне приятные. Впрочем, последний тип, скорей всего, существует только в учебниках современного менеджмента.
Кошмарными начальниками управлять труднее всего. От их умения постоянно извращать самые разумные ваши предложения захватывает дух. Но постарайтесь все-таки понять, чего именно они от вас хотят. Сделать это, разумеется, будет очень трудно, поскольку они, вероятно, сами этого не знают, а если знают, то не смогут внятно объяснить.
Но иной раз бывает трудно понять и вполне толкового начальника. Вы, например, считаете, что заниматься тем или иным проектом - пустая трата времени. В глубине души ваш шеф тоже так считает, но, возможно, это задание спущено сверху, и его надо, кровь из носа, выполнить, хотя бы для того, чтобы получить возможность заняться чем-нибудь стоящим. У вашего босса тоже есть начальство, и оно давит. Постарайтесь полностью овладеть рабочей ситуацией, чтобы ваши инициативы хорошо вписывались в реальную повестку дня.
Путь конфронтации почти всегда ошибочный. Каким бы не было искушение дать волю раздражению, предъявить ультиматум, откажитесь от столь радикальных мер, ведь редко кому удавалось таким образом добиться желаемого. Скорее наоборот, люди, на которых вы хотели бы влиять, почувствуют к вам неприязнь.
А между тем, ваше начальство, наверняка, ничуть не меньше всех остальных управляемо, внушаемо и восприимчиво к манипуляциям. Только не надо топать на него ногами. Босса лишь нужно плавно развернуть к себе и ненавязчиво внедрить в его сознание свою точку зрения.
Правило второе. Используйте приемы врача - мануального терапевта, который крутит, вертит, разминает пациента, так что кости трещат. Представим себе следующую ситуацию. В один прекрасный день вам звонит клиент и говорит, что собирается разместить большой заказ на вашу продукцию. Ясно, что это счастливый случай и больше ничего, но не стоит оповещать об этом окружающих. Можно, конечно, прибежать к шефу, рассказать о своей удаче и начать праздновать. Но этим вы себе только навредите. Шеф заподозрит, что вы делаете ставку прежде всего на удачу. А вот если вы невзначай упомянете, что есть некоторая вероятность поступления крупного заказа от клиента Х, но вам нужно еще пару раз с ним встретиться! Еще через некоторое время пусть шеф увидит, что вы волнуетесь, дескать, все висит на волоске. Затем придите к нему за советом, как провести завершающую встречу. Существует, разумеется, определенный риск того, что босс захочет вас сопровождать и тогда вам, скорее всего, придется искать другое место работы. Но если затея удастся, шеф будет считать, что он внес вклад в ваш триумф. Попутно следует сказать, что разделить с кем-либо успех - едва ли не лучший способ заручиться поддержкой этого человека.
Также весьма важно умение превышать ожидания, связанные с результатами вашей работы. Если вы не уверены в том, что вам удастся привлечь клиента или выполнить трудоемкую работу к сроку, то шефу об этом знать не обязательно. Пусть его ожидания будут занижены. Например, если он будет думать, что вы запаздываете на три дня, а вы опоздаете только на два, в глубине души начальство будет вами довольно.
Вне зависимости от того, насколько придирчивы наши начальники, не надо их критиковать, потому что ваши слова наверняка донесут до их ушей.
Правило третье. Позаботьтесь о собственном имидже. Пусть вы единственный, кто действительно обеспечивает в организации поступление выгодных заказов, надежный сбыт продукции, все это не имеет значения, пока не станет очевидным для начальства. Верно и обратное: от вас, может быть, немного пользы, но вы можете чувствовать себя спокойно, если шеф считает иначе.
Нужно понять, каким босс хочет видеть вверенную ему контору. Он наверняка желает, чтобы работа кипела, хотя, может быть, вовсе нечему кипеть. Подобная картинка шефа успокаивает, внушает мысль, что у него все в порядке. Поэтому даже в период затишья не кладите ноги на стол, не читайте журнал и т.д. Намного лучше напряженно всматриваться в экран компьютера, даже если вы листаете сайт со спортивными новостями. Еще лучше просто отлучиться из офиса, по самым важным делам, разумеется.
Для начальства характерна некоторая тревога о том, что люди недорабатывают, трудятся без должного напряжения. Поэтому вам всегда нужно выглядеть несколько озабоченным, даже раздраженным по поводу каких-то другим неведомых препятствий, которые приходится в интересах дела преодолевать. Большая ошибка - выглядеть беспечным или расслабленным. Ведь босс может подумать, что вы ничего не делаете. Однако есть редко встречающийся тип отдельных начальников-небожителей, которые могут беспокоиться о том, не слишком ли загружены их подчиненные. Такому боссу станет не по себе, если он увидит у вас признаки утомления. Так что в подобном случае, даже если у вас подкашиваются ноги, держитесь, и виду не показывайте.
Вообще же, нужно выглядеть так, как хотелось бы начальству. Но угодничать все же не стоит. Худшее, что может быть, - это, если у шефа сложится впечатление, что, скажи он вам: "Прыгни!", вы только спросите: "Как высоко?". По мере того, как вам удастся утвердить в сознании начальства мысль о том, что вы вносите ценный вклад в дело, оно (начальство) будет так же энергично подлизываться к вам, как и вы к нему.
Возможно, наиболее действенный способ влиять на шефа - это создать впечатление, что вы рассматриваете несколько предложений перейти на другую работу, но никак не наоборот: что вы сами посматриваете на сторону. В этом случае он заподозрит вас в недостаточной преданности компании. И все же у начальства не должно быть полной уверенности, что вы в этом офисе поселились навеки, иначе к вам будут относиться как к своеобразной боксерской груше для битья.
Правило четвертое. Если вам попался кошмарный, неподдающийся влиянию начальник, отправляйтесь на поиски другого босса, которого сумеете перевоспитать.
ПЯТЬ ВЕРНЫХ СПОСОБОВ ИСПОРТИТЬ ОТНОШЕНИЯ С НАЧАЛЬСТВОМ:
- На каждом шагу хвалиться своими достижениями. Хвастунов никто не любит.
- Отпускать шуточки по поводу того, что шефа скоро уволят.
- Утверждать, что все под контролем, когда ясно, что дела идут плохо.
- Закладывать шефа его начальству. Ябед все презирают.
- При каждом появлении шефа начинать с кем-нибудь шептаться и хихикать.
ПЯТЬ ВЕРНЫХ СПОСОБОВ ВЛИЯТЬ НА НАЧАЛЬСТВО:
- Помогать своему боссу лучше выглядеть в глазах его начальства. У каждого босса есть свой шеф.
- Демонстрировать преданность организации. Начальству хочется верить, что оно создает в компании настоящий командный дух.
- Разделять с боссом свой успех. Шефу льстит мысль, что все лучшие идеи исходят именно от него.
- Сразу сообщать, если появилась какая-либо проблема. Начальство любит быть в курсе.
- Прерывать шуточки в адрес босса. Ему будет приятно осознать, что не все и не всегда рады его высмеивать.
Автор материала: Александр Белодед
http://patlah.ru
© "Бизнес-Энциклопедия" Патлах В.В. 2005-2010 гг.
|