Энциклопедия Технологий и Методик
|
|
Домашние промыслы |
|
Домашнее ковроделие |
Словарь терминов в ковроделии
Терминология ковров — Глоссарий ковров
А
Абраш — персидское слово, означающее спектр радуги, используемое для описания изменения в цвете в восточных коврах ручной работы.
Абраш - это разница в оттенках одного и того же тона в ковре, получающаяся в результате окраски нитей разными красильными растворами.
Как правило, эти небольшие отличия со временем становятся более заметными.
Абраш встречается в основном в старинных коврах, является следствием кустарного изготовления красильных растворов. Абраш не является дефектом для ковров ручной работы.
Авшан (Афшан) — слово персидского происхождения, означает "усеянный" - орнамент растительного происхождения на ковре ручной работы, без центрального медальона.
Агра — Главный центр производства ковров в Индии начиная с периода империи великих Моголов в XVI и XVII столетиях. Антикварные ковры из Агры очень ценятся и популярны у коллекционеров и дизайнеров интерьера.
Ковры из Агры
Азери — наименование современных азербайджанских ковров.
Ангорская шерсть — Очень прекрасная мягкая, шелковистая шерсть, которая стрижется с живота овец. Ковры Ушак из Турции сделаны с использованием только такой шерсти.
Ангорская шерсть
Ардебиль ковры — Город Ардебиль расположен возле побережья Каспийского моря и, вероятно, именно там был сделан один из самых старых и наиболее известных восточных ковров ручной работы, что ныне существуют - шедевр размерами 518 х 1037 см, хранящийся в музеи Виктории и Альберта в Лондоне. В коврах Ардебиль обычно используется известный дизайн Махи (Херати) с медальонами в виде бриллиантов и стилизованными рыбами вокруг него. Иногда в Ардебилях встречается узор на весь ковёр без бордюра. Зачастую их ткачи вплетают много шёлка в шерстяной ворс, чтобы придать узору блеск. Некоторые современные ковры Ардебиль отходят от традиционного узора Херати к более резкому геометрическому орнаменту. Вдобавок к обычным бежевым, ржавым и синим цветам, в более новых коврах Ардебиль встречаются многие новые цвета, такие как бирюзовый и пурпурный.
Ковер Ардебиль
Аргыш чувал — ковровая сумка для пшеницы у туркменов и узбеков.
Арабеска (Арабески) — Общее европейское название сложного узорчатого орнамента из геометрических фигур, стилизованных ветвей, листьев или цветов, сложившегося в искусстве исламских стран. Создает впечатление насыщенного прихотливого узора.
Ариана — в Турции и на Ближнем Востоке так называют современные имитации старинных ковров из областей Бакшайеш и Герис.
Асали — название, данное восточным коврам желтых тонов евреями, живущими в Азербайджане, в городе Куба ("ас ал" на фарсидском языке означает мёд).
Асмалык (Асмалдыг) — ковер с бахромой, который туркмены набрасывают на спину верблюдам. В основном использовался в процессе свадебной церемонии.
Акбасгур (акгыш, ак юп, баскур, багыш) — кушак шириной 30-35 сантиметров, длиной до 15 метров, который киргизы и каракалпаки использовали для украшения юрт. На безворсовом поле белого цвета вытканы ворсовые узоры.
Алача гильям — так узбеки и казахи называют полосатый многоцветный ковер.
Айна халат — неглубокий плоский мешок паласового тканья, в который узбеки и туркмены клали зеркало.
Айна гёль — Узор туркменского ковра, состоящий из стилизованных цветков, вставленных в многоугольники.
Айна-готшак — Орнамент туркменского ковра, при котором поле делится на маленькие квадраты, украшенные узором с клювообразно загнутыми выступами.
Айна кап — Ковровый футляр для хранения зеркала в Туркмении.
Афшар ковры — Возле города Керман в юго-восточном Иране проживает полукочевое племя Афшар. Веками эти кочевники жили на северо-западе Ирана, но часть племени переселилась в сегодняшнюю территорию своего обитания, где производство ковров стало одним из важнейших элементов их жизнедеятельности.
В коврах присутствуют тона красного и синего цветов и преимущественно геометрические узоры. Наиболее общий узор содержит центральную часть с одним или более медальоном квадратной формы, некоторые говорят, что это символизирует шкуру, растянутую для отделки. Сегодня медальоны встречаются и типичны для ковров Афшар, так как они относительно широки по отношению к своей длине.
Ковры Афшар
Ардакан ковры — восточные ковры ручной работы из северо-западной части провинции под названием Язд в Иране. Эти ковры похожи на ковры Кашан как узорами, так и цветами.
Ковер Ардакан
Армани бафф — ковры армянского производства. Они ткутся турецким узлом в довольно тёмных цветах. Узор ковра состоит из геометрического или Мир-е-бута мотива. Эти ковры напоминают ковры Лористан или Бахтияри.
Армянские ковры — ковры ручной работы, изготовленные в Армении, например, в Карабахе, некоторые — Казак, а также Ереван. Антикварные ковры дракон также являются армянскими, также как и знаменитый ковёр Марби и Берлинский ковёр.
Арраиолос ковры — вышитые ковры, сделанные в португальском городе Арраиолос в провинции Алентехо. Антикварные ковры сделаны в XVII веке и были навеяны персидскими коврами.
Ашкали — название коврового узора, который иногда можно найти в старых коврах Кашкаи, но реже - в новых коврах. Этот узор состоит из двух восьмиугольников, вложенных друг в друге, внутренний из которых густо украшен крючками.
Алкагулкики — Миниатюрный изящный орнамент с цветами терновника.
Аксминстер ковры — Английские ковры, в турецком стиле, сделанные в Аксминстере.
Амритсар — город в северо-западной Индии, знаменитый как важный центр ковроткачества с конца XIX по начало XX века. В этот период он был очень плодовит благодаря большому спросу на восточные ковры в Соединённых Штатах и Европе. Ковры Амритсар имеют хлопковую основу, двойной уток и используют ассиметричный узел. При их изготовлении используется шерсть очень хорошего качества. Используется множество дизайнов, включая классические персидские мотивы XVI-XVII веков, также как и узоры из других индийских и турецких городов.
Ковры Амритсар
Аятлыг — ковёр, в который туркмены заворачивают тело умершего, когда везут на кладбище.
Аяк кап — большой мешок, чувал из ворсовой ковровой ткани у киргизов, предназначенный для посуды.
Б
Бахтияри ковры — Народ Бахтияри - это благородное, древнее племя, живущее в регионе южно-центрального Ирана под названием Чахар Махал. Примитивные ковры Бахтияри зачастую имеют узор в виде шахматной доски или сада, украшенный деревьями жизни, птицами, цветами и животными, иногда реалистичными, порою абстрактными. Обычно они ткутся турецким узлом. Но некоторые очень красивые цветочные узоры до сих пор производят в главном городе Шахр Курда при помощи персидского узла, демонстрирующие длинные, утрированные медальоны, напоминающие ранний стиль Исфахан. Цветовые схемы включают много оттенков коричневого, ржавого, жёлтой охры, тёмно-зеленого, бежевого, тёмно-синего и красного.
Ковры Бахтияри
Балуч ковры — Ковры Балуч ткутся кочевым племенем Балучи в восточном Иране. Большая их часть изготовляется в провинции Систан и Балучистан, расположенной прямо на юго-восточной границе Ирана.
Много ковров Балуч также делаются в большой провинции Хорасан, расположенной сразу к северу от Афганистана, и, как правило, продаются в Мешхеде. Цвета в коврах Балуч обычно густо красные с неким количеством очень тёмного синего и тонами бежевого. Они часто имеют либо общий узор (дерево жизни и т.д.) или дизайн молитвенного коврика.
Ковры Балуч
Баркан — В узбекистане так называется палас из чёрных нитей.
Баскур — лента шириной 30—35 сантиметров, длиной до 15 метров, которую киргизы, туркмены, казахи и каракалпаки использовали для украшения юрт. На безворсовом поле белого цвета вытканы ворсовые узоры.
Банди — узор из решеток и лент в персидских коврах ручной работы.
Бафт — термин, обозначающий работу по ручному изготовлению ковра в Иране.
Баштыг — у узбеков и киргизов большой ковровый мешок, в который складывают домашнюю утварь.
Башкирские ковры — У башкир в широком употреблении были войлочные ковры. Также башкиры изготавливали безворсовые ковры. Простейшими безворсовыми коврами были паласы, изготовляемые преимущественно из козьей, реже – овечьей шерсти – буй балас. Козью шерсть предпочитали потому, что она в отличие от овечьей была более прочной и яркой. Башкирский палас обычно состоял из пяти, шести, семи или восьми полосок. В узоре паласов преобладали, как правило, 2-3 цвета, причем предпочтение отдавалось цветам теплых тонов. Башкирские мастерицы ткали и ворсовые (длинноворсовые) ковры. Ткали их из льняных или хлопчатобумажных тканей. Ковровый узор создавался цветными шерстяными нитями, которыми через равные промежутки узлом связывали нити основы. Более четко, чем на безворсовых коврах выделяется центральное поле, обычно украшаемое крупными медальонами – гнездами, и каймами. Ворсовые ковры по размерам были несколько меньше, чем безворсовые и в их расцветке преобладал красно–коричневый фон. В прошлом анилиновые красители ввиду неразвитой структуры торговли в крае и сравнительной их дороговизны не имели широкого распространения. Ковровщицы умело использовали растительные краски домашнего приготовления, а также естественный цвет шерсти.
Башкирские ковры
Биджар ковры — Возможно самый крепкий персидский ковёр на земле, известный аукционерам как "стальной ковёр", единственный в своём роде Биджар не только выглядит красиво. Эти неуничтожимые ковры ткутся суровым курдским народом в северо-западном городе Биджар. Богатые цвета драгоценных камней в простой геометрии, толстый ворс, структурная прочность и большой вес - вот отличительные черты ковров Биджар. Их часто имитируют, но не дублируют, так как ни в одном другом регионе не используется техника мокрого ткацкого станка, принятая у ткачей этого города. Эта техника подразумевает постоянное поддержание шерсти, основы ковры и утока в мокром состоянии на протяжении всего длительного процесса ткачества. Также ткачи с частыми интервалами сбивают ряды утока при помощи расчёски. Таким образом, при сушке ковра материал уплотняется и немного сжимается, делая ковёр чрезвычайно плотным и крепким. Ковры Биджар могут иметь свободное поле, но чаще на них можно увидеть серию расширяющихся шестиугольных бриллиантовых медальонов. Дружелюбные, мирные люди Биджара заслужили прочную славу по всей Азии за свои высоко ценящиеся ковры. Ковры Биджар не только хорошо вписываются в современные или традиционные интерьеры, но также из-за их замечательной надёжности, эти ковры идеальны для тех мест, где часто ходят - таких, как прихожие, коридоры или кухни.
Ковер Биджар
Бакшаиш — небольшая деревня в северо-западной иранской провинции Азербайджан. Ковры Бакшаиш имеют сильное сходство с коврами, ткущимися в Херизе, в основном с большими геометрическими медальонами, расположенными на более светлом поле. Главная цветовая схема ковров обычно выражается в различных тонах ржавого, с красным, тёмно-синим и многими другими цветами.
Ковер Бакшаиш
Бегущий пёс — орнамент, который используется в кавказских коврах в виде крючкообразной стилизованной собаки. Бегущий пёс - символ, призванный к защите жилища.
Бешир ковры — туркменские ковры ручной работы, сделанные туркменскими кочевниками племени Эрсари в окресностях деревни Бешир в Туркмении. Эти ковры делаются целиком из шерсти с красным, синим, бежевым в качестве основных цветов, но также встречаются элементы жёлтого цвета. Они имеют восточный дизайн с узорами Гуль, но также могут иметь и китайские облачные мотивы. Основа и уток состоят из шерсти, ворс одинаковой длины, и они вяжутся персидским узлом, иногда с использованием турецкого узла.
Ковер Бешир
Беш Кешта — продолговатой формы узорчатый киргиский ковер толстого тканья, используемый для украшения киргизских юрт как изнутри, так и снаружи.
Берберские ковры — ковры с грубым ворсом из нечесаной овечьей шерсти. Эти ковры делаются берберами, основное население которых живёт главным образом в Марокко, но также они встречаются и в Тунисе и в Алжире. Берберские ковры имеют прямоугольную форму с несколькими бордюрами и полосками по краям. Они тяжелы и часто окрашены в естественный бежевый или коричневый, и иногда в них есть элементы простых геометрических узоров, сделанные из крашеной шерсти. Узоры, иногда встречающиеся в этих коврах, сильно стилизованы цветами, животными и звёздами с очевидным краем медальонов в виде лесенки. В этих коврах отслеживается очевидная связь с анатольскими коврами.
Берберские ковры
Бергама — рукотканные ковры, сделанные в окрестностях города Бергама на западном берегу Турции. Эти ковры также известны как Анатольские ковры и обычно имеют квадратную форму и делаются целиком из шерсти с красными нитями утока, из-за которых обратная сторона ковра становится красной в полоску. Узоры в этих коврах всегда геометричны, часто строятся вокруг большого угловатого медальона, окружённого цветами.
Цвета — красные/красно-коричневые, но также встречаются синие, бежевые и жёлтые.
Ковер Бергама
Берлинский ковёр — вытканный вручную анатольский ковёр начала XV века. Этот ковёр, примерно 172 х 90 см, был найден хорошо сохранившимся в 1886 году в итальянской церкви и теперь его можно увидеть в музее исламского искусства в Берлине. Ковёр целиком сделан из шерсти и имеет узор со стилизованным драконом и птицей Феникс.
Бибибафф — название лучших ковров с наибольшей плотностью узлов, изготовленные персидскими кочевниками Бахтияри. Название происходит от слова "бафф", означающего "узел" и "биби", означающего название племён или наиболее умелой женщины семьи, также лучшей среди и ткачей.
Борлоу ковры — турецкие ковры, вытканные вручную в городе Борлоу в Анатолии.
Ковер Борлоу
Букле ковры — также известные как ковры с петличным ворсом. Название происходит от ковров Ягуард, в которых петли делаются специальной нитью основы. Эти ковры состоят из различных систем нитей, отдельных для каждого цвета узора, а ткань основы состоит из подходящих друг другу нитей основы и утока, в которых узлы не видны с изнаночной стороны. Когда петли обрезаются, ковры называют Уилтон коврами.
Бруса ковры — обычно маленькие шёлковые ковры, используемые как семейные молитвенные коврики, также известные как Сафф. Эти ковры производятся в городе Бруса (Бурса) к югу от Мраморного моря.
Баштык — киргизская сумка, может быть как ворсовой, так и вышитой текстилем.
Бурия — продолговатая узорчатая циновка сложного тканья.
Бута (боте, ботте, ботех) — В восточных коврах декоративный мотив в виде капли или подвески, украшенный стилизованным растительным узором. В Европе именуется "кашмирским орнаментом".
Бухарские ковры — в XIX и в начале ХХ века так иностранцы называли купленные на базаре Бухары ковры. По сути эти ковры производились в Туркмении, Афганистане и на севере Ирана, и свозились в Бухару, где, в то время, находился один из крупнейших ковровых базаров Средней Азии.
В
Варамин ковры — Варамин - маленький город к югу от Тегерана. Ковры Варамин имеют очень отчётливые и красивые узоры. В них входят такие элементы, как открытое поле с цветами, свойственные только Вараминам. Цветы соединены диагональными виноградными лозами и повторяются по всему ковру. Всё это заключается в тёмно-синий бордюр. Сам ковёр многоцветен и связан очень плотно.
Ковер Варамин
Вагх-Вагх — Индийский ковер ручной работы. Орнамент ковра Вагх-Вагх выполняется в виде мифологического дерева с висящими на нем поющими головами.
Мифологическое дерево Вагх-Вагх
Ваза бессмертия — Рисунок с вазой - типичный для эпохи Сефевидов мотив, используемый в коврах: из горлышка вазы исходят стебли цветов или побегов, образующие идущий по полю орнамент. Это один из самых популярных дизайнов на шелковых коврах ручной работы.
Ваза бессмертия
Вакили — Особая композиция с медальоном, украшенным гирляндами. Название получил по имени известного мастера XIX века.
Верни — большой халы, сотканный полуторными узлами. ВЕРНИ изготавливались в Карабахе и Казахе (Дагестан). Основной узор этих халы обычно составляет большое стилизованное изображение дракона, напоминающее латинскую букву "S". В средние века ВЕРНИ тонкого, нежного тканья назывались ПЕРНИЯН, БЕРНА или ПЕРНО. В Агджабединском районе Азербайджана их называли ГЕМЯН.
Карабахский халы
Висс — небольшой город возле города Хамадан. Ковры Висс имеют очень выделяющийся узор. В него входит яркий шестиугольный центральный медальон с двумя меньшими бриллиантовыми медальонами наверху и внизу. Они размещаются в открытом поле однотонного цвета, чаще всего красного. Также синий цвет используется в бордюрах с намёками на бежевый по всей длине.
Ковер Висс
Войлочные ковры — Ковры ручной работы из войлока. Производятся в Центральной Азии, Индии, Иране, Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане а также на Кавказе.
Вагирех (Вагире) — маленький ковёр-образец, тканный с различными дизайнами и цветами конечного продукта. Вагирех затем предоставляется потенциальным покупателям. Их часто ткут в регионе Биджар.
Вьетнамские ковры — Ковры из Вьетнама - это в основном низкокачественная продукция, хотя мы встречали несколько интересных шелковых ковров ручной работы изготовленных в этой стране. Забавно, что эти оригинальные ковры имели туркменский дизайн.
Вьетнамские ковры
Г
Габбех ковры — это очень простые рукотканные племенные ковры с длинным ворсом, изготовляемые кочевым племенем в южном Иране и Индии. Его отличительный туземный стиль особенно хорошо подходит к современным и эклектичным интерьерам. Ранее ткачам давали только хлопок для основы с крашеной шерстяной пряжей. Он не следовал какому-то узору, а смотрел на окружающее и воспроизводил то, что видел. Поэтому каждый ковёр уникален. Этот спонтанный стиль в последнее время получил гораздо более широкое признание и стал очень популярен как в своём регионе, так и за его пределами. Ковры Габбех обычно делаются на толстом, тяжёлом ворсе и представляют большие разнородные поля с геометрическими силуэтами людей или животных в разных местах. Иногда узор полностью абстрактен или представлен обрывистыми полосками. Из-за большого спроса на индо-габбехи, узоры со временем стали выполняться в более популярных дизайнах. С наладкой производства, появилась возможность заказывать определённые цвета, размеры и дизайны. Однако, из-за разнообразия текстуры и качества натуральной шерстяной пряжи, в которой иногда встречаются серые волокна, из-за этого "абраша" можно с уверенностью сказать, что не существует двух идентичных ковров.
Ковер Габбех
Гараджа ковры — это рукотканные ковры, которые изготовляют турецкие кочевники, живущие в горах и долинах между Табризом и Каспийским морем в Северо-восточном Иране. Эти племена в производстве изысканных напольных ковров сочетают качественную шерсть, долговечность и мягкие земляные цвета. Узоры преимущественно геометричны с маленькими, интересными ключевыми медальонами и, в некоторых случаях, маленькие изображения растений или животных. Ковры Гараджа очень прочны. Как правило, они изготовляют маленькие ковры или дорожки длиной 4-х метров. Когда в этих регионах делают более крупные ковры, их обычно называют иначе, например Хериз или Гораван.
Ковер Гараджа
Габе (Габбе) — длинноворсовые ковры ручной работы. Очень мягкие и нежные на ощупь, у кочевых племен нередко использовались как одеяла.
Гаджари — узорчатый ковёр у узбеков, киргизов и туркменов. Его также называют Гажары.
Гали — название, данное иранцами коврам больших размеров ворсового ткачества.
Гапылыг — небольшие коврики, которые туркмены вешают над дверью юрты с внутренней стороны. Также иногда называются Капунук.
Гайыг — название одного из огузских племен. Азербайджанские ковроткачи дают его коврам, сотканным сложным способом типа ЗИЛИ, ВАРНИ, СУМАХ.
Гатифа — коврообразные махровые ткани из шелка и шерсти, вывезенные в свое время арабами из Кавказа.
Гашыгдан — в Азербайджане продолговатый мешочек, лицевая сторона которого соткана способом зили, а задняя сторона — паласового тканья. В него складывают ложки, скалки, половники.
Гадди — Образец орнамента, нанесенный на картон, служащий наглядным пособием для мастера.
Габ Горани — Пергаментные переплеты старинных Коранов, украшенные вставленными пластинками из золота и серебра. Украшающий их орнамент нередко служил образцом для орнаментальных композиций восточных ковров.
Герати (Ризе махи) — орнамент ковра, использующийся по всему Востоку. Данный орнамент представляет собой четыре пальметты, образующих сосуд с цветами и фигурными листьями. Медальоном служит ромб с цветком, как правило с восемью раскрытыми лепестками, от которых отходят стебли, до конца которых распускаются листья.
Герати на кайме — орнамент, используемый на бордюрной части ковра, также называемый «панцирь черепахи», представляет собой пальметты и розетки которые соединены стеблями.
Гердек — занавес/ширма. В Азербайджане и Туркменистане в день свадьбы определенный угол комнаты с брачным ложем обычно отгораживали гердеком ковровой выделки. В древние времена гердеки ткали из шёлка и расшивали сложными узорами.
Гермеч — маленького размера коврик, который туркмены стелят на порог юрт.
Гораван ковры — Гораван - маленькая деревня в северо-западном Иране, севернее Хериза к востоку от Табриза. Ковры Гораван часто ошибочно принимают за ковры Хериза. Они почти идентичны по дизайну, цвету и качеству используемого материала. Зачастую даже эксперты не могут определить разницу. Как и Херизы, В коврах Гораван используют земляные тона цветов и очень геометричные узоры.
Ковер Гораван
Ковер Хериз
Гобелен (Gobelen) — Тканые безворсовые ковры ручной работы.
Гобелены иногда называются - шпалерами. Раньше гобелены производились преимущественно в Бельгии и Франции. Сейчас основным поставщиком качественных гобеленов является Китай.
Гиасабад — располагается недалеко от города Кум поблизости от провинции Сарык. Также, это место производства ковров с очень блестящей шерстью мохер, похожих на ковры Фарахан.
Гилем — название данное Килиму уйгурами и киргизами.
Гилям — название Килима на узбекском языке.
Гиордес ковры — рукотканные ковры из города Гиордес (Гордес) в западной Турции. Размер ковров часто либо Дозар либо меньше, с мотивами молитвенных ковриков, а на больших коврах ткутся медальоны. Ковры Гордес, сделанные до 1880 года имеют значительно лучшее техническое и художественное качество, чем более поздние образчики.
Ковер Гордес
Голдани — орнамент, обычно применяемый в персидских коврах в виде пышных многократно повторяющихся вазонов с цветами.
Голпаеган — ткутся в западных частях центральной Персии, в области Сарык. Эти ковры делаются с рядом различных узоров и часто имеют медальон, размещённый посередине, и чётко обозначенный бордюр. Эти ковры очень износоустойчивы и их узоры явно навеяны британским колониальным правлением XIX века.
Ковер Голпаеган
Голтух ковры — Голтук, Колтук - рукотканные ковры из окрестностей города Занжан в северозападном Иране. Эти ковры названы в честь одного из курдских племён и отличаются от обычных ковров Занжан двойным утоком, очень жёсткой структурой и очень высоким качеством. Узор часто состоит из шестиугольника в центре, окружённого стилизованными растительными мотивами бежевых, красных и коричневых цветов.
Ковер Голтук
Гызыл чувал — так туркмены называют ковровую сумку темно-красного цвета. Их используют во время праздничных церемоний, в дни радостных событий.
Гыз гильям — в Узбекистане небольшие ковры, которые ткали для себя девочки.
Гуль — название для цветочных мотивов в восточных коврах.
Гуль-и-Бульбуль — в переводе с персидского, буквально – цветок и соловей. Сюжет орнамента используемый в производстве ковров с композициями птиц на ветвях цветущих деревьев.
Гюль фарангх — цветочный орнамент в восточных коврах, буквально означающий «иностранный цветок». Данный орнамент возник под европейским влиянием.
Гёль — законченный декоративный элемент орнамента ковра, в основном геометрической формы.
Гули-гёль — Цветочный гёль закругленной формы, разбитый на четыре части, заполненные узорами.
Готшак — Узор, применяемый в орнаменте туркменских ковров в виде заостренного крючка.
Гурбака — Стилизованная «лягушка» в виде крестообразного узора в орнаментах восточных ковров.
Гумра — намазлык (молитвенный ковёр).
Гяртафа — продолговатых размеров карабахские ковры, в прошлом, посылаемые в Стамбул путем торговли. Гяртафа означает «карабахский подарок».
Гяртафа
Карабахский ковер
Составитель: Патлах В.В.
http://patlah.ru
© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.
|