Энциклопедия Технологий и Методик
|
|
Домашние промыслы |
|
Домашнее ковроделие |
Словарь терминов в ковроделии
Терминология ковров — Глоссарий ковров
Д
Дамарлы — название, данное азербайджанцами коврам тканья зили с рельефными узорами.
Дастхан — это Дастархан - белый палас нежного тонкого тканья, который азербайджанцы и уйгуры использовали вместо скатерти. Имеет квадратную форму, среднее поле однотонное, по краям вышивается выпуклый узор.
Джошеган ковры — Джошеган, также известный как Маймех - это маленький посёлок к северу от Исфахана в центральном Иране. На коврах Джошеган обычно есть главный бриллиантовый медальон, встроенный в другой медальон, который в свою очередь встроен в другой и так несколько раз. Основной цвет - обычно насыщенный красный, подчёркнутый многочисленными тонами синего, зелёного и цвета слоновой кости.
Ковер Джошеган
Дергезин ковры — рукотканные ковры из района Хамадан в Иране.
Ковер Хамадан
Дип халы — Небольшой коврик, применяемый кочевыми народами Востока, перед входом в юрту.
Джиак — второстепенный мотив орнамента бордюрной части используемый в некоторых кавказских и туркменских коврах (диагональная штриховка).
Джофти (джуфти) — более широкий узел (относительно турецкого и персидского узла), обрамляющий сразу четыре уточных нити, который используется в прямолинейных узорах, чтобы подчеркнуть их отличие от остального орнамента ковра. В настоящее время данный узел применяется для изготовления недорогих ковров низкого качества.
Дарри — Ткани из шерсти или хлопка, применяемые в Индии для самых различных целей. При их изготовлении применяется техника "расщелиной". Основной орнамент - разноцветный узор в полоску или из простых геометрических форм.
Дорри (Дури) — Это название индийских ковров техники килим, сделанного целиком из хлопка.
Дозар — (галиче, или седжаде, или секкаде) персидские термины для обозначения размера рукотканных ковров — от 200x120 см до 210x140 см.
Донбакли — слово персидского происхождения (буквально переводится как – барабанный), применяется для обозначения особого бордюрного орнамента с четырьмя верхушками, украшенными изображениями больших цветов, напоминающими по форме иранский барабан.
Дракон ковры — рукотканные ковры из Кавказа. Эти ковры были произведены армянами в период с XVI по XIX века. В этих коврах доминирует красный цвет и плотность узлов часто находится около 150 000 узлов/кв.м. Узор состоит из квадратного узора с ланцетными листьями со стилизованными драконами, птицей Феникс, цветами, деревьями и пальметтами.
Дракон ковер
Джозан ковры — Джозан ковры производятся в деревне Джозан, Иран. Они высокого качества и основаны на коврах Сарык раннего XX века. Узоры немного мягче с церемониальными мотивами ваз или медальонов с, или без, угловых мотивов. Эти ковры также называют Джозан-Сарык или Малаер-Сарык и качество сравнимо с Сарык и Малаер.
Ковер Джозан-Сарык
Джеджим — ковер в Азербайджане (Лемберан, Агджабеди, Шуша, Джебраил, Нахичевань) толстого тканья, типа паласа, производимый способом продевания на длинном горизонтальном станке. Обычно джеджим ткут из цветного гежа (геж, или гедж, — необработанный шелк), иногда из шерсти, в редких случаях из хлопчатобумажной пряжи. Узоры представляют собой чаще всего вертикальные полосы разных цветов. Джеджим обычно бывает шириной 30-35 сантиметров, длиной 15-16 метров. Используется в быту оседлых людей — как тюфячок, на котором сидят, как тюфяк, одеяло, мутакка, покрывало на постель, гейба (сумка), а также фарш. В средние века назывался также Джажим.
Дезлык — узорное ткачество, чем-то похожее на Капунук, но меньше и часто с дополнительной прямоугольной тканью на основе. Используется как украшение груди верблюда. Советские исследователи отдают предпочтение термину "дезлык" (или "дезлик"), в то время как западные исследователи предпочитают термин "Халык".
Дырнак гёль — этот термин тюркского происхождения, буквально переводящийся как - "рисунок когтя". Ромбовидный гёль крючковатой формы в туркменских коврах «Йомуд».
Дхулхирс — Узбекский термин (буквально - "медвежья шкура"), применяется для обозначения ковров из длинной и густой шерсти, самого толстого и грубого тканья.
Джульхир — буквальный перевод — "шкура медведя". Тип ворсового ковра, который делают как киргизские, так и узбекские ткачи; обычно с длинным ворсом, делающиеся в качестве ковров для сна.
Джуйнабе — так раньше назывались на рынках туркменские ковры.
Домотканые ковры — ковры сотканные дома. Домоткаными коврами можно считать большинство племенных ковров ручной работы, так как большая их часть изготавливается в домашних условиях и для личного использования.
Дугхи — Особый оттенок розового цвета, который в старину получали вымачиванием пряжи в течение двух часов в растворе марены с примесью дугх - вещества, состоявшего из смеси кислой простокваши и воды.
Дуя Башлыг — небольшой ковёр, которым туркмены покрывают шею верблюда.
Е
Европейские ковры — Первой из европейских стран, в которой научились создавать ковры, была Испания. В 711-718 годах Иберийский полуостров был захвачен арабами, создавшими на нем несколько мусульманских государств и именно завоеватели принесли в Испанию искусство ковроделия. В XII столетии Испания считалась важным европейским центром изготовления ковров.
Тем не менее, наиболее широкую известность получили французские ковры ручной работы. В 1604 году в Париже Пьером Дюпоном была основана мастерская Савоннери, получившая название от старой мыловарни, где она была расположена ("savon" по-французски – «мыло»). Инициатором создания производства был король Генрих IV. Появление мастерской было вызвано государственной необходимостью: слишком много денег французская знать тратила на покупку персидских ковров. Ковры Савоннери изготавливались исключительно на заказ, рисунки для них создавали величайшие художники того времени. В 1825 году Савоннери была присоединена к знаменитой фабрике Гобелен, действующей по сей день.
Европейские гобелены
Еще один знаменитый тип французского ковра – обюссон. Эти ковры начали ткать во французском городе Обюссоне в 1665 году и их производство продолжалось до 70-х годов XIX века.
Европейские обюссоны
Оба стиля – и Савоннери, и Обюссон сейчас активно воспроизводятся мастерами ковроделия в Индии, Пакистане, в Китае, и даже в Персии.
Египетские ковры — Многие не знают, что в Египте помимо одних из самых лучших машинных ковров, производятся также ковры ручной работы. Об этих коврах редко пишут в книгах, так как они почти не имеют какого-нибудь отличительного египетского колорита, почти все эти ковры имеют персидский дизайн и структуру. Хотя традиции производства ковров ручной работы сложились в Египте в конце XVI века. Один из крупнейших сегодня производителей ковров ручной работы в Египте - это американская компания Мегериан, которая изготавливает ковры для американского рынка.
Ковер из Египта
Ешик тыш (Ешик тыз) — дверная занавеска или (не ворсовый) ковёр, используемая киргизами в быту.
З
Зерилу — так называют в некоторых деревнях Азербайджана, а также в некоторых изданиях ковры тканья зили.
Зарбаф — название, данное коврам с серебрянными и золотыми нитями в основе и утке. Способ их тканья носит то же название.
Зарбия — название, данное в средние века в Турции халы больших размеров плотного тканья.
Зулия — название, данное большим многоцветным халы нежного тканья.
Занджан — буквально означает "любимая жена" или "любимая женщина". Занджан - город в северном Иране. Ковры Занджан часто имеют геометрические узоры с бриллиантовым центральным медальоном цвета бургундского вина, вытянутым от верха к низу, помещённым на более светлом поле обычно бежевого или синего цвета. Также там производятся шёлковые ковры, которые уступают по качеству шёлковым коврам из Кум.
Ковер Занджан
Зеллолсолтан — цветочный орнамент в восточных коврах в виде ваз с пышными букетами и двумя птицами, сидящими по бокам.
Зиглер ковры — ковры ручной работы, сделанные между 1883 г. и 1930 г. в области Арак в западном Иране. Эти ковры делались для британской компании Зиглер (Zigler, Ziegler), имели персидские узоры (часто копировались существующие узоры), пастельные цвета и большие размеры. Основа и уток в коврах Зиглер изготовлялась из хлопка.
Ковер Зиглер
Зили — вид безворсового ковра нежного тканья. Ткется способом сложного обматывания. Зили называют также Зил или Зила. Азербайджанские зили имеют свои художественные и технические особенности, которые отличают их от зили, производимых в других странах. В классической литературе средних веков наряду с зили встречается также Зилу.
Ковер Зили
И
Исфахан ковры — одни из самых прекрасных персидских ковров, которые когда-либо делались. Исфаханские ковры являются венцом искусства персидских ковров. Создаваемые в волшебном городе, знаменитом своим вкусом и утончённостью, эти ковры очень деликатны и крайне сложны. Город Исфахан занимает почётное место в персидской индустрии производсва ковров благодаря своей богатой истории и репутации, берущей своё начало в XVI веке. На большинстве ковров Исфахан детали тщательно ткутся из шерсти и шёлка, зачастую на основе из чистого шёлка. До середины XX века цвета были часто сильнее, например, ярко-красные и голубые на бежевом фоне. Но позже проявляется видимое влияние иностранных школ дизайна с более приглушённым выбором более мягких цветов. Но всё равно при виде изогнутых лоз, обвивающих изящный медальон на элегантном поле, особенно если длинная бахрома шёлково сияет с великолепной кромки, с губ невольно срывается слово "Исфахан". Узоры включают как картинные схемы, так и деревья жизни, райский сад и поля Шах Аббас с их растительными лозами.
Ковер Исфахан
Испанский узел — необычный вариант турецкого узла. Узлы вяжутся на нитях основы через одну, чередуясь от ряда к ряду.
Испинджулкики — Кавказские ковры производимые в провинции Зейхур. Часто орнамент из-за внешнего сходства ошибочно называют «Андреевский крест».
Ковер Зейхур
Й
Йиым (джиджим, чичим) — Килим ручной работы особого типа, в котором рисунок наносится с помощью специальной техники, называемой «добавочный уток».
Йолам — в Средней Азии, прежде всего у туркмен, кушак, который используют для украшения юрт, где он образует как бы карниз. Изготовляется шириной 30-35 сантиметров, длиной 15-18 метров, способом паласового тканья. На желтовато-белом фоне имеет рельефные узоры (узлами). Кушак "йолам" можно считать высококачественным оригинальным образцом коврового искусства туркменских ткачей.
К
Карпеш — В этом слове «кар» означает искусство, умение, ремесло, а «пеш» или «бет» - шаль сотканную из мягкой козьей шерсти способом продевания, подобно тому кaк ткется палас. Как известно, относящийся к безворсовым коврам палас, сотканный способом продевания, т. е. способом продевания утока через основу, армяне называют КАРПЕТ, англичане называют любые ковры, независимо от способа их тканья, САRРЕТ.
Картуш — Карниз в верхней части ковра, на котором размещается подпись автора и, или дата создания ковра, а иногда даже стихотворные строки. Подобная подпись ценности ковру ручной работы не добавляет.
Казахские ковры — Все Казахские ковры разделяют несколько особенностей. По сравнению с другими коврами из Центральной Азии они имеют тенденцию иметь относительно архаичный взгляд, то есть, отдельные узоры больше и более великодушно растянутые. Фоновый цвет всегда - теплые оттенки красных, с образцами, выполненными в земляных оттенках синих, желтых, слоновой кости, коричневых, зеленых и черных. Вообще говоря, Казахская цветная палитра более ярка чем в Туркменских коврах, но не столь смелая как в Узбекских коврах.
Казахский ковер
Казах (Казак) — это термин, обозначающий стиль ковров, изготавливаемых на Кавказе (Азербайджан, Армения, Грузия). В этих коврах используется геометрический орнамент, ткутся они с невысокой узелковой плотностью, но имеют высокие эксплуатационные характеристики. Данный термин произошел от одноименного региона Азербайджана, где производство таких ковров было массовым.
Ковер Казах
Казах с облаками — Армянский ковер из Чон-дараска, орнамент такого ковра пятнистый в виде облачного неба.
Казах со звездами — Грузинский ковер, на центральном поле которого чередуются восьмиконечные звезды, разных размеров.
Казах со свастикой — Кавказский ковер, украшенный элементами орнамента в форме свастики.
Капса гёль — гёль, используемый в коврах туркменского племени йомуд, имеющий форму ромба с зазубренными краями.
Кахма — так уйгуры и каракалпаки называют полосатый палас. Они употребляют также названия Гахма, Гохма и Кохма.
Капалык — В старину на Востоке – предмет убранства помещения, который имел форму в виде буквы «П» и вешался над дверными, реже, оконными проемами.
Капхук — Старинные восточные стеганые подушки. Чехол изготавливался из килимов или ковров.
Кашан ковры — Кашан является важным городом в центральном Иране, обладающим великолепной историей ковроткачества, берущей своё начало в XVI веке. Классические образцы демонстрируют бриллиантоподобные медальоны с маленькими соответствующими арками на растительном поле. Однако также бывают и полные поля с цветами Шах Аббас, цветочными или охотничьими сценами. В основном они делаются из шерсти, но некоторые ткались и из чистого шёлка. Традиционные ковры Кашан - это голубые шерстяные ковры, а также красные и синие, но в последнее время для международного рынка ковры Кашан также ткутся в более бледных бежевых цветах с серо-синими и оливковыми тонами.
Ковер Кашан
Кереге — широкий мешок из ковровой ткани, который в Средней Азии вешают на стены юрт.
Ковры Кашмар — сравнительно редкие ковры, которые изготовляют мастера ткачи из провинции Хорасан. В северо-западном Иране, маленьких город Кашмар очень стар и в течение веков производит изысканные ковры. Ковры Кашмар легко отличить по их дизайну и их большим размерам.
Узоры — как правило, представлены историческими сценами, изображающими примечательные события в истории Персии. Часто изображаются древние руины и скульптуры Персеполиса, цари Дарий и Ксеркс, а также птицы и звери из Рубаят Омара Хаяма. Также существуют ковры Кашмар, напоминающие классические ковры Кашан, с центральным медальоном и арками.
Персидский ковер фамильной работы
Керман ковры — эти невероятные ковры Керман, изготовляющиеся в одноимённом городе в южной Персии, являются мягким сокровищем среди наиболее красивых дизайнов, что когда либо ткались. Традиционный мотив имеет главную кайму и центральный медальон в детализированной, витиеватой архитектурной или цветочной тематике в самых мягких пастельных тонах с бело-золотыми украшениями. Как правило, это контрастирует с открытым полем богатого, насыщенного клюквенно-красного, тёмно-синего или иного сильного цвета. Другие узоры включают более изящный стиль Лавар с садом, деревом жизни, вазой и повсеместными множественными цветочными узорами или множеством рисунков, рассказывающих историю значимой личности или события истории. Шёлк практически никогда не используется.
Ковер Керман
Кум ковры — входят в число лучших ковров в мире. Несмотря на то, что город Кум, расположенный к югу от Тегерана, он не может похвастаться длинной и древней историей, но там создают исключительные произведения искусства, часто полностью из чистого шёлка. Ковровая индустрия этого города чрезвычайно современна и выдаёт экстраординарное качество. Цены имеют тенденцию быть очень высокими, отображая превосходное качество материалов, дизайна и исполнения. Стили и узоры варьируются в потрясающих пределах, поскольку этот город обычно воссоздаёт древние исторические узоры из многих иных благородных источников. Наибольшим уважением пользуются охотничьи сцены или иные картины, не говоря уже о бриллиантовых медальонах и бордюрах невероятной изящности. Одни из лучших и известных мастером по изготовлению шелковых ковров в Куме в данный момент являются: Масуми, Амир Нагаш, Мирмехди, Хазрати, Ахмеди, Каземи, Доханжи, Разави, Мусаби и конечно же король шелковых ковров Джамшиди.
Ковер Кум
Кум-Капи ковры — рукотканные шёлковые ковры из ремесленнического квартала Кумкапи в Стамбуле, Турция. У этих ковров очень высокая плотность узлов и персидские узоры, ткались с использованием лучшего шёлка с золотыми или серебряными нитями. Их вязали примерно с 1890 по 1910 годы. Ковры изготовлялись армянами-иммигрантами из Кайзери в центральной Турции, и сейчас эти ковры очень редки. Термин "Кум-капи" также используется как обозначение качества лучших шёлковых турецких ковров.
Ковер Кумкапи
Колиэи — племенные ковры, изготовляемые кочевым курдским народом западного Ирана. Они демонстрируют яркие и живые цвета, зачастую с большим центральным медальоном в шестиугольном бриллиантовом дизайне Херати и прекрасными арками. Их продукция изначально делается не для продажи, а для приданного в качестве вещи, имеющей практическую ценность, такую, как напольное покрытие, одеяло, сумка, попона или в качестве страховки для семьи на чёрный день. Множество ковров Колиэи являются дорожками большой длины, обычно от 6 до 12 метров.
Ковер-самолет — магический летающий ковер, который упоминается во множестве сказок различных народов мира. Ковер-самолет также изображен на некоторых картинах известных художников, например на картине Виктора Васнецова 1880 года - "Летучий ковер".
Ковер-самолет
Келардашт — Район в северной провинции Ирана, известной как Занджан, что означает "любимая жена". В нём кочевые народы ткут племенные ковры. Цвета этих ковров обычно очень ярки и живы и имеют превосходное качество.
Кашгаи — кочевники Кашгаи живут в провинции Фарс в юго-западном Иране. Изготовление ковров, также как и килимов, сумок, лент и других украшений является неотъемлемой частью жизни кочевников. Цвет основы этих ковров обычно красно-коричневый. Узор ткётся на память и часто содержит медальон, расположенный в центре и повторённый по всем четырём углам. Популярны такие элементы узора ковров, как люди, четырёхногие животные, птицы, деревья и цветы. Другие узоры копируются с фресок Персеполиса (Тахт-е-Джамшид в Персии), церемониальной столицей во время правления династии Ахеменидов (550-330 годы до н.э.). Особо хорошо сотканные ковры называются "Кашкули". Ковры делаются целиком из шерсти овец и коз с использованием конского волоса. Эти ковры могут также называться Гашхай, Гашгай или Кашгай. Более простые ковры из этой местности продаются под названием Шираз.
Ковер Кашкай
Кайзери ковры — турецкие ковры ручной работы из города Кайзери (Цезарея, Цесарея) в центральной Турции. Размеры обычно меньшие (также делаются ковры Сафф). Узоры часто включают мотивы молитвенных ковриков или персидские мотивы мягкой цветовой гаммой и бежевым цветом в качестве цвета основы. Помимо производства шерстяных ковров также имеет место быть широкое производство шёлковых ковров различного качества, а также ковров с мерсеризированным шёлком.
Ковер Кайзери
Килим (турецк. "килим", от персидского слова "гилим" — "грубо сделаное одеяло"). — Это двусторонний ковер безворсового ткачества. "Килимом" также называется техника ткачества, когда узор создаётся нитями утока, которые скручиваеются не так туго, как нити основы и полностью закрывают их, когда переплетаются вместе. Эта техника, имеющая несколько разновидностей, предполагает, что уток не покрывает всю ширину ковра, а "разворачивается", когда ткач хочет сменить цвет. При смене цвета формируется вертикальная щель, которая не должна быть слишком длинной, чтобы ковёр Килим был более износоустойчив, и её можно двигать из стороны в сторону. Это создаёт характерные лесенкообразные диагональные узоры.
Большая часть ткачества — равносторонняя и концы нитей в нём прикрыты. В анатолийских килимах часто эти концы нитей спрятаны с обратной стороны и, из-за более маленьких станков, часто ткутся в двух длинах (узоры совпадают, чтобы их потом можно было сшить вместе).
Килим из Анатолии (Турция)
Узоры — традиционные и не подверглись влиянию европейских стилей. Наиболее активно килимы делаются, например, в Турции в горах Таурус, на Кавказе и в северо-западном и южном Иране и Афганистане.
Килим бафт — безворсовые части ковра ручной работы, которые не заплетают узлами.
Канта (Канте) — Персидский термин, обозначающий тканый мешок, выполненный в технике килим. Такие мешки использовались кочевниками для хранения домашней утвари.
Каллеги — Персидский термин, буквально означающий "передняя часть, голова". Обозначает ковер удлиненной формы, находящийся всегда "в голове" дома - такой ковер служит главным элементом ансамбля.
Келлеги — название для ковров, которые размещаются крестообразно в наборе ковров, которыми иранские семьи украшают свои комнаты. Оттуда же произошло и название ковров Келлей.
Келлей — название для размеров рукотканных ковров где длина обычно больше (300-400 мм) ширины (не менее 120 см).
Кинтамани — Турецкий ковер ручной работы производится в регионе Анатолия. Орнамент такого ковра состоит из элементов с тремя маленькими точками или кружками, под которыми расположена короткая волнообразная линия.
Корк — шерсть высшей категории, состригаемая с молодых овец специальных пород.
Конья ковры — рукотканные ковры из Конья, Турция. более старые образцы (XIX века и раньше) часто имеют бордюры на коротких сторонах, отличающиеся от бордюров на длинных сторонах. Более новые ковры целиком делаются из шерсти размерами до Дозар. Узоры часто имеют Михраб. Антикварные ковры Конья очень ценятся коллекционерами и стоят больших денег.
Ковер из Конья
Кула ковры — рукотканные ковры из города Кула в западной Турции. В более новых и более старых коврах Кула встречаются особые бордюры на верхней части ковра, состоящие из нескольких тонких линий с маленькими цветочными элементами, а также встречаются узоры Михраб.
Ковер Кула
Курзин — в средние века так назывались безворсовые ковры типа Килима и Паласа.
Куфический шрифт — Шрифт древних арабских рукописей, широко используемый для декоративных узоров в бордюрах анатолийских и кавказских ковров.
Кхарканги — декоративный мотив персидского происхождения, и представляющий собой ромбовидный рисунок со стилизованными очертаниями, расположенный по диагонали, с четырьмя ответвлениями в форме раздвоенного листа, закрученными воронкой. Эта композиция включает также другие элементы: одну пальметту своеобразной извилистой формы и другую – большую и раскидистую. Этот орнамент часто использовался и используется в азербайджанских коврах из провинции Куба. Слово "Кхарканги" переводится как - "краб".
Кхешти (Кхести) — Персидский термин, обозначающий орнамент иранских ковров в виде плитки. В квадратах, расположенных упорядоченными рядами изображены вазы с цветами, птицы и деревья.
Кыз — Турецкий термин, означающий ковры, которые составляют приданое невесты.
Составитель: Патлах В.В.
http://patlah.ru
© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.
|