Энциклопедия Технологий и Методик
|
|
Поделки и сувениры |
|
Роспись |
Тоемская роспись
(Тойма)
В 20 км выше села Пучуги, по течению реки Северной Двины, в устье Нижней Тоймы, находится центр художественной росписи, которую называют тоемской.
К тоемской росписи относят расписные изделия, изготовляемые в нескольких деревнях, расположенных по Нижней Тойме. Эта роспись близка к борецкой. Своё развитие она получила в конце XVIII начале XX века.
Тоемская роспись выполнялась по белому фону с обилием красного цвета и золота, либо по золотому фону. Тоемский промысел прялок не так известен, как борецкий, но он выделяется в отдельный тип северодвинских росписей, так как имеет ряд особенностей, которые позволяют узнавать его из множества других росписей.
Главной особенностью расписной тоемской прялки, а расписывали здесь по преимуществу прялки, является, вмонтированное в расписную лопасть прялки, зеркальце и точеная ярко окрашенная ножка.
Плоскость довольно большой и широкой лопасти этой прялки, обычно "коренушки", то есть сделанной из одного куска с использованием корня дерева, делится художником на три части, и в этом можно видеть близость мастеров-прялочников к иконописцам и желание мастера дать многоэтажное членение плоскости по принципу иконостаса.
В нижней части тоемских (как и борокских, и пучугских) прялок почти обязательно, особенно в прялках второй половины XIX века и начала XX века, помещается свадебный выезд на коне или на паре коней. Человеческая фигура обычно одна: жених на облучке, а за его спиной условное изображение кареты с окном. Иногда на заднем сиденье (или рядом с возницей) девушка. Середина лицевой прялки нередко представляет собой сложный орнаментальный узор с символическим изображением "древа жизни" и различными сказочными птицами.
Верхний ряд - тоже обязательно (это, наверное, самая каноническая часть тоемской росписи) - два окна по бокам, а на подоконниках чаще всего цветы - условные либо реалистические.
Рисунки тоемской росписи, помещенные в нижней части прялки, часто сопровождались надписями, взятыми из народных песен. Эти надписи придавали росписи известную долю занимательности и, в тоже время поясняли сюжет росписи. Тоемские мастера изображали то купца–молодца, то гармониста, то красну девицу, то свадебный выезд на паре коней.
Центральная часть, между золотыми и желтыми окнами, была заполнена сложным растительным узором с изображением "древа жизни" или сказочных птиц.
По краям верхней части прялки помещали два окна, а между ними Древо, пышный похожий на тюльпан цветок или птицы, часто в травном узоре. На подоконниках жёлтых или золотых окон мастера любили рисовать цветы. Они могли быть условными или реалистическими.
В тоемской росписи иногда встречаются сцены с охотой, диковинные звери и т.п.
Токарная ножка тоемской прялки ярко раскрашивалась, что не встречается в прялках Борка и Пучуги.
Тоемская роспись отличается музыкальностью, нарядностью и, каким – то поистине народным весельем.
Современная тоемская роспись
http://patlah.ru
© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.
|