Энциклопедия Технологий и Методик
|
|
Поделки и сувениры |
|
Роспись |
Пучужская роспись
(Пучуга)
В селе Пучуга, расположенном на Северной Двине в 25 километрах от пристани Борок, в конце XIX - начале XX века появилась очень интересная роспись, которую по месту возникновения назвали пучужской (пучугской).
Пучужская роспись была очень нарядной, потому что выполнялась на белом фоне красным цветом. Красными были основные элементы орнамента, кудрявые листья между которыми кое–где мелькали драгоценными вкраплениями ярко-зеленые, а иногда и синие листочки, украшенные белыми каплями, и даже птицы. Иногда мастера использовали и жёлтый цвет, от чего роспись словно светилась ярким солнечным светом.
Мотивы пучужской росписи до боли знакомые и родные. Вот перед нами сцена катания на лошади. Возница, обычный крестьянский мужичок, одет по-крестьянски, в поддевку и черную войлочную шапку с отогнутыми краями. Лошадка тоже трудовая рабочая. Но вот чудо! Всё поле композиции заполнено растительным узором. Где конец его, где начало? Не разберёшь. Трилистники, ягодки на веточках создают радостное настроение. Роспись притягивает зрителя тихим очарованием, заставляет снова и снова вглядываться в удивительное переплетение ветвей. Может, мелькнёт где–то обитатель этого волшебного леса?
Отличия пучужской росписи от борецкой, в том, что первые мастера росписи, использовали ярко-красную цветовую гамму.
Пучужская роспись относится к графическим видам росписей. Она, как и многие другие росписи, выполнялась на прялках.
Композиция в круге поделена на 4 сегмента, здесь показано 4 варианта заполнения круга. 1 и 2 сегмент понятно. Сегмент 3 можно делать самостоятельным, а можно плавно перейти из 3 в 4 тем самым получить заполнение половины круга. По тому же принципу композиция и в квадрате.
В Загорском государственном историко-художественном музее-заповеднике находится несколько прялок, расписанных мастерами Кузнецовым Филиппом Федоровичем и его сыном, Кузнецовым Федором Филипповичем. Прялки Пучуги конца XIX в. - начала XX в. очень похожи на борецкие прялки и фасадной стороной почти точно их повторяют. Лопастка прялки делится на три части. Верхняя часть занята окнами и цветами, в центре - арка с пышными растениями и птицами. Ниже - сцена катания: пара или одна лошадь, запряженная в саночки с кибиткой. Но есть свои особенности росписи, которых мастера Пучуги строго придерживались. В отличие от борецких возница на прялках Пучуги одет по-крестьянски, в поддевку и черную войлочную шапку с отогнутыми краями. На обратной стороне лопастки повторяется сцена катания, которая украшает фасадную сторону этой прялки. Растительный узор состоит из трех видов листьев. А характерный для всех видов северной росписи трилистник в пучужскои росписи имеет свой вариант - более тонкую, загнутую к стеблю нижнюю часть листа и верхнюю, переходящую в круглую ягоду. Пучужскую прялку можно отличить от борецкой и по узору на ножке. Вместо прямого стебля, что на борецкой прялке, ножка пучужской прялки украшена гибким, вьющимся стеблем с листьями. Стебель бежит от основания ножки прялки до лопастки и заканчивается круглой розеткой.
Лопасть прялки. Пучужская роспись. Начало ХХ века.
Мастер Фёдор Филиппович Кузнецов
Франмент росписи прялки "Катание".
Пучужская роспись. Начало ХХ века.
Современная пичужская роспись
http://patlah.ru
© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.
|