Энциклопедия Технологий и Методик
|
|
Технологии по работе с деревом |
|
Декоративная обработка дерева |
Автоматизируем процесс выжигания
Выжигание - увлекательный, творческий процесс, требующий от исполнителя твердости руки, усидчивости и фантазии. Но как порою бывает досадно, если одним необдуманным и неловким движением многочасовой труд идет насмарку. А ведь можно автоматизировать этот процесс, не лишая его элементов творчества, фантазии и креативности. Нужно просто передать ту часть работы, которая требует тщательности и осторожности - то есть сам процесс выжигания - компьютеру, оставив человеку процесс создания шедевра, то есть процесс подготовки управляющей программы для компьютера.
Поверьте, рисовать на экране гораздо проще и увлекательнее, чем на дорогой заготовке. Любой промах можно тут же исправить, можно в любой момент времени внести свои коррективы, удалив часть нарисованных элементов и добавить новые. И только когда вы полностью убедились в том, что нарисовали именно то, что нужно - можно давать команду компьютеру на выжигание. Он сделает это именно с той точностью, какой хотите вы. Причем по одному и тому же вашему рисунку может сделать сотни копий, ничем (кроме текстуры заготовки) неотличимых одна от другой. А при необходимости единожды нарисовав рисунок на компьютере, можно простыми командами изменять масштаб, размеры, соотношение сторон этих рисунков, изменяя их до неузнаваемости.
Итак, что нужно для автоматизации процесса?
Первое - станок для выжигания. Можно приспособить для этого старый плоттер, можно использовать большой и серьезный гравировальный станок.
Но можно сделать этот станок и самому, причем для этого понадобятся минимальные слесарные навыки и начальные знания электроники.
Вот фото моего самодельного станка, изготовленного полностью из кареток старых печатных машинок:
Станок очень прост, основу его составляет стеклотекстолитовая (можно использовать древесную) плита (прим. ред: Для основы хорошо подойдет 12-20 мм фанера), на которой закреплены полозья. Полозья использованы от каретки печатной машинки.
Такие же полозья закреплены на рабочем столе, изготовленном из дюралевой пластины. Между полозьями стола и плиты вставлены стальные шарики, благодаря которым стол легко перемещается.
Сзади установлен шаговый двигатель от старого принтера, который посредством ременной передачи и под управлением компьютера перемещает стол в продольном направлении.
Над столом закреплен портал - целая каретка от печатной машинки, подвижная часть которой также под управлением компьютера другим шаговым двигателем перемещается в поперечном направлении. На подвижной части вертикально закреплена часть такой же каретки, которая в свою очередь движется вверх-вниз. На подвижной части этой каретки закреплена игла выжигателя.
Шаговые двигатели соединяются с компьютером через специальный блок управления.
Управляет станком программа, написанная Романом Ветровым.
Более подробно о конструкции этого и других станков, программе, устройстве блока управления можно прочесть на сайте
Процесс выжигания.
Существует очень много способов автоматизированного выжигания.
Одним из первых, освоенных мною, был способ "Point to point" (точка к точке). Этот метод очень прост, заключается он в том, что игла выжигает одинаковые точки в нужных местах заготовки. Меняя плотность размещения точек, их размер и количество можно создавать рисунки, мало чем уступающие обычному выжиганию.
Посмотрите на фрагмент глаза. При близком рассмотрении видна суть метода "точка к точке", при удаленном рассмотрении глаз смотрится реалистичным.
Метод очень доступен и эффективен.
Примером такого метода выжигания может служить герб, подготовленный Виталием Черненко из Краснодарского края и его 5 летним сыном.
Рисунок герба состоит из 16 с лишним тысяч точек, на подготовку рисунка у автора ушло несколько вечеров. Пробное выжигание показало, что с таким количеством точек герб нормально смотрится в размерах от 15х15 см до 40х40 см, причем для масштабирования не нужно перерисовывать рисунок.
Другой способ выжигания - рисование. Тоже простой метод, игла погружается в заготовку на определенную глубину и под управлением компьютера рисует отдельные линии, фрагменты и надписи.
И наиболее сложный метод, полутоновое выжигание, способный передать все оттенки черно-белого рисунка, тоже стал доступен с появлением новой версии программы Романа Ветрова.
Суть этого метода заключается в том, что при перемещении над заготовкой игла под управлением программы может приближаться к ней на разную высоту, тем самым нагревая заготовку сильнее или слабее.
Разновидностью этого метода является еще более сложное рельефное выжигание, когда игла, погружаясь в заготовку на достаточную глубину создает как бы рельефный рисунок.
Все описанные методы доступны не только станкам промышленного изготовления, но и самодельным. В более сложных случаях выжигание можно делать даже на криволинейных поверхностях, например на матрешках или пасхальных яйцах.
Процесс это творческий, и многое зависит от фантазии художника, его пространственного воображения. Твердость руки теперь не так важна, станки способны перемещать иглу с очень высокой точностью.
Будущее. Сейчас на форуме обсуждается вопрос замены нихромовой иглы миниатюрным лазером. Если удастся решить некоторые технические проблемы, то процесс выжигания можно будет ускорить во много раз, и в то же время уменьшить на порядок размер выжигаемого пятна, что позволит создавать еще более реалистичные картины этого древнего, увлекательного способа рисования.
Автор: Н. Филенко
E-mail: ua9xbi@mail.ru
Размещение статьи в Интернете и печатных изданиях разрешается только с согласия автора. © "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.
|