Энциклопедия Технологий и Методик
|
|
Технологии по работе с деревом |
|
Декоративная обработка дерева |
Маркетри
В одном из залов подмосковного музея-усадьбы Кусково стоит небольшой столик, неброский, очень простой по форме. Но посетители все же задерживаются у него подолгу, рассматривая столешницу, украшенную тонким, сложным рисунком. Со скрупулезной точностью художник изобразил архитектурный ансамбль огромной кусковской усадьбы.
Присмотревшись, посетители обнаруживают, что пейзаж не написан красками, а выложен из множества кусочков разноцветного шпона. Быть может, не одну тысячу таких кусочков должен был подобрать терпеливый мастер, чтобы проделать эту ювелирную работу. Художник с честью справился с нею, показав неограниченные возможности мозаики из дерева. И — удивительное дело — несмотря на множество мелких элементов, рисунок органично вписывается в поверхность стола, составляя с ним единое целое. Существует предание, что автор этого удивительного столика, Крепостной столяр-краснодеревщик Никифор Васильев, ослеп сразу же после его изготовления — так велико было напряжение зрения.
Искусство мозаики из тонких пластинок шпона, так называемое маркетри, возникло в XVII веке в Европе и наиболее широко распространилось во Франции. Какое-то время после зарождения техники маркетри мебель, сделанную мозаичными наборами, привозили в Россию из Западной Европы. Но уже в XVIII веке появляются отечественные мастера из крепостных. Техника маркетри продвинула искусство мозаики по дереву далеко вперед, так как заменила собой трудоемкую интарсию — врезание в деревянную основу кусочков различной древесины.
Интерес к технике маркетри не ослабевает до сих пор. Современные мастера украшают мозаичными наборами музыкальные инструменты, мебель, художественный паркет и многое другое.
Мозаичный набор составляется из однослойной облицовочной фанеры, которая называется шпоном. Толщина шпона колеблется от 0,5 до 1,2 мм.
Шпон делается из древесины различных пород, что позволяет получить достаточно широкую палитру цвета и текстуры.
Прекрасный материал для мозаичного набора — шпон из карельской березы. Ее волнистая текстура придает древесине необычайную декоративность. Древесина обыкновенной березы тоже вполне подходит для маркетри. Плотную розовато-коричневую древесину имеет груша. Часто применяется в наборах дубовый шпон, который хорошо протравливается (об этом мы еще расскажем) под так называемый мореный дуб. Легко поддается обработке умеренно твердая древесина грецкого ореха. Она прекрасно режется во всех направлениях и имеет широкую цветовую гамму — от светло-коричневого тона до, почти черного. Широко применяется в мозаичных наборах красное дерево — махагони. Оно тоже бывает различных оттенков — от светло-розового до красно-коричневого.
Кроме перечисленных пород, наиболее употребляемых в маркетри, применяют любую древесину, со всевозможными пороками (свиль, ложное ядро, синева, крень, наплыв, краснина, двойная заболонь и т. д.). Для художника пороки дерева — находки, позволяющие получить своеобразный рисунок.
Но в маркетри используют не только естественную окраску дерева. Древесину многих пород иногда подвергают протравливанию — глубокому прокрашиванию, имитируя тем самым другие, более ценные породы.
Чтобы окрасить шпон в красный цвет, его сперва вымачивают в слабом растворе медного купороса (15 г на литр воды), потом высушивают и опускают в раствор желтой кровяной соли (железистосинеродистого калия) — она продается в магазине фототоваров. На один литр воды нужно взять 90 г желтой кровяной соли.
Чтобы получить голубой или светло-зеленый цвет, древесину протравливают раствором хлористого железа.
Для получения темно-коричневого цвета применяют раствор медного купороса, для черного и серого — железного купороса, темно-зеленого — хлористой меди.
Концентрацию растворов можно менять в зависимости от того, какой оттенок вы хотите получить.
Древесина дуба, ореха и бука, в которой много дубильных веществ, протравливается без предварительной обработки. А древесину липы, ольхи, березы, тополя, сосны и других пород необходимо перед протравливанием вымочить в отваре чернильных орешков — это такие наросты на листьях дуба. Если не найдете чернильных орешков, сделайте отвар из дубовой или ивовой коры.
Существует два способа выполнения набора в технике маркетри.
Наиболее простой — выкладывание орнамента из заранее нарезанных одинаковых элементов. Но этот способ имеет ограниченные возможности, так как позволяет сравнительно быстро выполнить только геометрический рисунок с повторяющимися элементами. И тем не менее начинать изучение техники маркетри желательно именно с этого простого способа.
Рис. 1. Первый способ выполнения набора.
На нашем рисунке 1 показан набор, выполненный из трех повторяющихся элементов. Соответственно использован шпон трех различных пород с разной текстурой и цветом. Такой набор можно использовать для украшения шкатулки или крышки пенала.
Закрепите лист бумаги на чертежной доске или фанере. Вычертите в натуральную величину чертеж-шаблон. Сразу же решите, какие три породы древесины вы используете в наборе, и подберите шпон. А чтобы ясно представить себе будущий орнамент, раскрасьте его элементы на чертеже акварельными красками под цвет предполагаемых пород.
Из картона или плотной бумаги сделайте шаблон для каждого элемента. Теперь накладывайте шаблоны на кусочки шпона и обводите карандашом. По карандашным линиям вырезайте элементы орнамента резаком, форма которого показана на рисунке.
Резак должен быть изготовлен из хорошей стали и хорошо заточен. Держите резак в руке так, как вы обычно держите карандаш или авторучку. При вырезании резак ведите точно по линии, слегка наклонив к себе. Резак должен сохранять неизменным свое положение, а при прорезании длинных кривых линий шпон подавайте навстречу острию. Под куски шпона во время резания подложите доску из мягкой породы дерева.
Иногда элементы набора выпиливают лобзиком. При этом из соединенных в пакет нескольких листов шпона получается сразу несколько одинаковых элементов.
Выпиленные или вырезанные элементы орнамента смазывают столярным клеем и наклеивают на чертеж-шаблон, плотно подгоняя каждый элемент друг к другу.
Когда набор будет выполнен весь, его надо наклеить на основу. Основой может служить доска или толстый лист фанеры. Смажьте основу столярным клеем и наложите на нее набор так, чтобы бумажный шаблон оказался наверху. Положите сверху три-четыре листа газетной бумаги и прижмите их деревянным щитом. Все это поместите под пресс, выдержите в течение 3—4 часов, потом распрессуйте. Дальнейшую работу производите не менее чем через двое суток после распрессовки, когда набор окончательно высохнет.
Крупнозернистой наждачной бумагой, обернутой вокруг деревянного бруска, снимите с набора бумажный шаблон. Затем отшлифуйте набор наждачной бумагой с мелким зерном. Шлифовать элементы набора надо вдоль волокон древесины. При шлифовке поперек волокон образуются царапины, которые неизбежно проявятся при дальнейшей обработке. Особенно четко проявляются царапины на мягкой древесине.
Отшлифованный набор в зависимости от художественного замысла лакируют или вощат.
Если вы задумали отлакировать поверхность набора, лучше всего использовать нитролаки. Они влагоустойчивы, прозрачны, быстро сохнут и приобретают интенсивный блеск. Лакировать мозаичный набор масляными лаками не рекомендуется, так как они дают малопрозрачную пленку и недостаточно выявляют текстуру древесины (хотя для других видов работ по дереву иногда хороши и масляные лаки). Нитролаки удобно наносить на древесину обыкновенным пульверизатором, который используется для одеколона. Нанесите на отшлифованный набор первый слой лака и просушите его в течение часа. Затем отшлифуйте поверхность мелкозернистой шкуркой и нанесите еще два-три слоя лака. После каждого слоя продолжительность сушки увеличивайте примерно на час. Так, например, перед нанесением четвертого слоя третий просушивайте в течение трех часов. После нанесения последнего слоя высушивайте лак в течение суток, после чего отполируйте полировочной пастой.
Для вощения нужно приготовить мастику, состоящую из двух частей скипидара и одной части воска. Скипидар медленно вливайте в расплавленный воск, помешивая, потом тщательно размешайте. Вощат набор остывшей мастикой с помощью тряпичного тампона или щетинной кисти. Мастике дают просохнуть в течение 2—3 часов, после чего набор натирают до блеска щеткой или суконкой.
А теперь попробуйте выполнить мозаичный набор вторым способом. Как и при первом, прежде всего разработайте эскиз в натуральную величину. Эскиз выполните в цвете, а границы между соседними цветами проведите четкой контурной линией. На готовый эскиз наложите лист кальки и переведите на нее линейный рисунок. Переверните кальку — и вы получите зеркальное изображение рисунка. Именно этот зеркальный рисунок переведите с помощью копирки на лист шпона, который будет служить фоном и одновременно шаблоном. Получить зеркальный рисунок можно и не прибегая к кальке. Для этого эскиз с обратной стороны протрите ваткой, слегка смоченной льняным или подсолнечным маслом. Когда на обратной стороне появится зеркальное изображение рисунка, тщательно протрите бумагу сухой тряпочкой. Как и с кальки, обратный рисунок переводят на лист шпона.
Рис. 2. Второй способ выполнения набора:
1 — вырезание лепестков в фоне;
2 — вырезание лепестков из шпона, подложенного под фон;
3 — вставка вырезанных лепестков в соответствующие гнезда фона и закрепление их с обратной стороны липкой лентой или бумагой на клею;
4 — вырезание тычинок;
5 — вставка и закрепление тычинок липкой лентой;
6 — готовый набор.
На рисунке 2 вы видите последовательность изготовления одного фрагмента набора — стилизованного цветка. Для начала попробуйте выполнить мозаичный набор этого цветка. Вам потребуется шпон трех пород древесины. Для лепестков — желтая акация, для фона — простой дуб, а для тычинок — мореный дуб. Конечно, можно заменить все названные породы другими сортами шпона, предварительно окрасив их, если нужно, в подходящие цвета — вы уже прочитали в этой статье, как окрашивать древесину.
Итак, вы нанесли на лист шпона, который будет служить фоном, зеркальный рисунок. Теперь вырежьте на фоне гнезда под лепестки. Затем снизу подложите под вырезанное отверстие шпон из желтой акации. Обводя резаком отверстие, нанесите на подложенный шпон тонкие, но отчетливо видимые риски. Отложите фон в сторону, а из акации по нанесенным рискам вырежьте лепестки, которые потом вставьте в вырезанные гнезда фона, закрепив их с обратной стороны липкой лентой или кусочком бумаги, смазанным клеем.
Следующий этап — вырезание и подклеивание тычинок — выполняется точно так же, только вместо акации берется шпон из мореного дуба.
После того как все элементы набора будут вырезаны и подклеены, все дальнейшие операции производятся так же, как и при наборе первым способом. Только при наклейке на основу у вас сверху окажется уже не чертеж-шаблон, а липкая лента или подклеенные кусочки бумаги.
Рис. 3. Выполнение композиции по технике «маркетри».
В заключение один совет. Не старайтесь подменять техникой маркетри живопись, не увлекайтесь портретами и пейзажами. Маркетри обладает собственными изобразительными возможностями — прекрасно выглядят стилизованные рисунки, эмблемы, орнаменты. И использовать лучше именно эти возможности.
Автор: Г. Федотов
http://patlah.ru
© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.
|