Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик
 
Технологии по работе с деревом
 
Декоративная обработка дерева

Пиротипия

Если кончик раскаленной проволоки приложить к древесине и тотчас же отнять, на ее поверхности появится темно-коричневая точка-подпалина с золотистым ореолом вокруг. Несколько таких точек, расположенных в определенном ритме, образуют простейшие узоры.

Ими украшались, например, деревянные куклы, посохи. Позднее на торце толстой проволоки стали вытачивать фигуры — квадратики, ромбики, крестики и звездочки. Наносимые такими штампиками орнаменты стали уже более сложными и выразительными. Гуцульские мастера-древоделы наряду с подобными штампами применяют специальные накатки, которыми наносят на древесину линии, состоящие из точек или параллельных штрихов. Способ термического декорирования древесины называют пиротипией. Слово «пир» в переводе с греческого означает «огонь», а «типия»«оттиск, отпечаток». Следовательно, пиротипия — огненная печать.

Простейший штемпель состоит из деревянной рукоятки, выточенной на токарном станке, и вбитого в нее медного, латунного или стального стержня, на торце которого вырезан рельеф.

Рисунок каждого штампа должен быть предельно лаконичным, например, в виде обобщенного изображения лепестков, звездочек, а также геометрических фигур. Чем больше набор штемпелей, которыми располагает мастер, тем шире возможности для создания самых разнообразных узоров и орнаментальных композиций.

А накатка — это инструмент, на рабочей части которого укрепляется вращающееся зубчатое колесо.

В наборе пиротиписта должно быть около тридцати накаток и штемпелей. Но если рабочую часть штемпелей сделать сменной, то можно обойтись всего тремя рукоятками со стержнями - удлинителями.

Расскажем, как изготовить универсальный штемпель и накатку со сменной рабочей частью.

На токарном станке из бука или березы выточите рукоятку.

Чтобы рука во время работы не соскальзывала, в передней части рукоятки нужно предусмотреть небольшой порожек. Если нет возможности выточить рукоятку по руке, можно использовать ручку от напильника. В торце рукоятки просверлите глухое отверстие примерно на треть ее длины. Диаметр его должен быть на 1-2 мм меньше, чем диаметр металлической трубки-удлинителя. Забив трубку в рукоятку, нарежьте на ее свободном конце резьбу. Затем закрепите трубку в тисках и пилкой по металлу пропилите в ней продольный паз. Теперь навинтите на трубку гайку. Получилось нечто вроде цангового зажима.

Устройство штемпеля со съемными наконечниками.

Расположение штемпелей на подставке.

Фрагменты разверток накладных рельефов и стадии изготовления одного из них:
а — вырезанная развертка,
6 — три проекции готового штампика,
в — разрез штампика с накладным рельефом, надетого на наконечник.

Стадии выполнения штампиков из трубок и оттиски, полученные с их помощью.

Постоянная часть штемпеля (а также накатки) готова. Можно приступать к изготовлению съемных частей.

Каждая съемная рабочая часть представляет собой стальной, медный или латунный стержень, который может быть прямым или согнутым под разными углами. Толщина стержня должна быть на 1—2 мм больше внутреннего диаметра трубки. Хвостовую часть стержня нужно опилить напильником на конус, чтобы диаметр торца был равен внутреннему диаметру трубки.

Перед соединением наконечника с трубкой-удлинителем гайку завинтите до предела. Вставьте хвостовую часть наконечника в трубку с некоторым усилием. При этом обе половинки трубки слегка раздвинутся. Когда вы вернете гайку в прежнее положение, она сожмет половинки трубки и надежно закрепит наконечник штемпеля. Таким же способом соединяются наконечники накаток.

На торцах заготовленных наконечников можно выпилить надфилями профили различных элементов узора. Как мы уже говорили, потребуется не менее трех десятков стержней. Согнуты они под различными углами — от 90 до 120°. Вырезать на торце стержня даже самый простой рельеф не так-то легко. Но задача станет намного проще, если рельеф сделать накладным, то есть вырезать из листового металла толщиной 0,5—1 мм его выступающую часть и наложить на рабочий торец наконечника.

Чтобы накладной рельеф надежно удерживался на наконечнике, вместе с ним из листового металла вырежьте прямоугольник и обогните его вокруг стержня. У образовавшейся трубочки края не должны соединяться впритык, между ними следует оставить зазор шириной 3—4 мм. Сняв трубочку с накладным рельефом, сожмите ее так, чтобы зазор между ее краями стал несколько меньше, а затем снова наденьте на стержень.

Трубка вместе с накладным рельефом будет прочно держаться на наконечнике. Постарайтесь сразу же изготовить побольше рельефных накладок, руководствуясь приведенными рисунками.

Все заготовки почти полностью можно вырезать ножницами, только в отдельных случаях придется прибегнуть к помощи надфилей и сверла.

Рельефные накладки, имеющие характерный рисунок, легко изготовить и из трубок. Уже сам по себе короткий отрезок трубки может служить штампом. Трубкой, надетой на рабочую часть штемпеля, наносятся на древесину одинаковые кольца, из которых при необходимости можно составить цепочку или сетку.

Если на торце трубки сделать через одинаковые промежутки неглубокие прорези, то на древесине будет отпечатываться кружочек, составленный из отдельных штрихов.

Рабочую часть трубки можно обжать так, чтобы на древесине отпечатался квадрат, ромб, овал или стилизованный цветок.

Другой способ изготовления накладного рельефа заключается в том, что с одного края на трубке вырезают клинообразные, прямоугольные или фигурные выступы, которые затем сгибают под прямым углом к стенкам трубки.

Чтобы трубки не соскакивали с наконечника, стенки их надо слегка сплющить молотком.

Накатками на поверхность древесины наносятся линии, состоящие из черточек или точек. Узор или орнамент, выполненный такими линиями, приобретает особую мягкость очертаний.

Накатками обычно выполняют растительный орнамент, который сочетается с простейшими геометрическими элементами — ромбами, треугольниками, волнистыми и ломаными линиями.

Последовательность изготовления накатки:
а — пропиливание в стержне продольного паза,
6 — ковка,
в — сверление отверстий,
г — готовая вилка,
д — сдвоенные колесики.

Образцы узоров и орнамент, выполненные накаткой.

Для изготовления накаток нужно несколько зубчатых колесиков от негодных часов или игрушек. Стержень наконечника закрепите в тисках и пропилите паз вдоль оси. Глубина пропила будет зависеть от размера зубчатого колеса. Затем отпустите распиленную часть наконечника — нагрейте на огне и остудите. Вставьте в паз стальную пластину. Молотком на наковальне осадите металл по обе стороны от распила, в середине просверлите сквозное отверстие. Затем половинки распиленного стержня разведите и выгните так, чтобы образовалась вилка. Между концами вилки на оси, вставленной в отверстия, должно разместиться колесико и две шайбы. Предусмотрите небольшой зазор, иначе при нагревании рабочей части накатки, когда металл расширится, колесо может застопориться.

В наборе инструментов для пиротипии нужно иметь несколько накаток с большими и маленькими колесиками с широкими и узкими зубьями. Чтобы можно было накатывать двойные линии, на ось вилки надевают сразу два колесика одинакового диаметра. Если второе зубчатое колесо заменить диском с гладкой поверхностью, то на древесине одновременно будут накатываться сплошная и пунктирная линии.

Накатками легко и быстро наносятся длинные прямые и изогнутые линии, но короткие, особенно если они должны быть одинаковыми, накаткой выжечь не так-то просто. Требуется сноровка, которая появляется не сразу. Например, выжигаемый одуванчик должен иметь в узоре форму круга. Этого легко достигнуть, если исходящие из одной точки лучи сделать одинаковыми.

Опытный мастер, выполняя элементы узора на глаз, выверенным движением накатки наносит сразу два луча, в точно размеренном ритме опуская и поднимая колесико накатки над поверхностью древесины. У того же, кто впервые попробует накатать изображение одуванчика, может случиться так, что он больше будет похож на растрепанный репей.

Конечно же, со временем вы сможете добиться успеха в нанесении линий заданного размера обычной дисковой накаткой. Но все же в арсенале инструментов для пиротипии лучше иметь специальные сегментные накатки, которыми можно быстро проводить одинаковые линии с точностью до миллиметра.

В отличие от обычных накаток разделенное на сегменты колесико не вращается, а закреплено на стержне наглухо. Кроме того, в накатке может быть использован лишь отдельный сегмент, то есть часть зубчатого колеса. Если у одного из сегментов сточить зубья, то появляется возможность проводить короткие сплошные линии.

Различные типы сегментных накаток.

Приемы выжигания «одуванчика».

Последовательность выжигания «солнышка» и простейшие узоры, выполненные трехсегментной накаткой.

При желании прямые линии можно сочетать с пунктирными. Если в середине сегмента сточить несколько зубьев, то накатываемая пунктирная линия будет получаться прерывистой. С помощью такой накатки можно получить изображение, напоминающее солнце или цветок. Наконечник, на котором крепится сегмент, делают прямым или с коленообразным изгибом. Стержень с сегментом соединяют клепкой. Конец стержня опиливают напильником, получая цилиндрический выступ, соответствующий диаметру отверстия в сегменте. Затем выступ вставляют в отверстие сегмента, а выступающую часть расклепывают. На выступе можно также нарезать резьбу, и тогда наконечник станет универсальным. Появится возможность менять сегменты, закрепляя их гайкой.

Штемпелями и накатками декорируются изделия, выполненные из однородной древесины клена, березы, липы, осины, ясеня, тополя, ивы, ольхи, имеющей слабовыраженный текстурный рисунок.

Твердая древесина клена, березы и ясеня обугливается при более высокой температуре, чем мягкая древесина липы, осины, тополя и ивы. Поэтому изделия из мягкой древесины декорировать значительно легче. Выжженный узор получается сочным и живописным благодаря золотистым подпалам, возникающим вокруг рисунка.

Пиротипией можно украшать шкатулки, коробки, различную кухонную деревянную утварь.

Солонка, украшенная накатками. 1959 г. Гуцулыцина. Автор: И.Грималюк.

Солонка с узорами, нанесенными штемпелями.

Предназначенные для декорирования изделия нужно хорошо просушить и зачистить наждачной бумагой. Чтобы не испортить готовое изделие, пробное выжигание выполняйте на отдельных дощечках. Накатки и штемпеля нагревайте в пламени газовой горелки или паяльной лампы. Работать нужно в хорошо проветриваемом помещении, соблюдая все меры противопожарной безопасности.

Чтобы рабочие части штемпелей и накаток не касались поверхности стола, их нужно держать на подставке, изготовленной из листового металла.

Перед работой определите, сколько потребуется времени, чтобы рабочая часть инструментов раскалилась до оптимальной температуры. Примерно через минуту после нагрева попробуйте получить на дощечке отпечаток. Если он будет бледным, увеличьте время нагрева.

Ни в коем случае нельзя передерживать инструменты на огне, так как древесина от высокой температуры будет не обугливаться, а гореть.

Чтобы процесс выжигания был более производительным, лучше работать двумя инструментами. Пока на древесину наносится узор одним из них, другой в это время нагревается.

Автор: Г. Федотов
http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Loading...

 

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...