Энциклопедия Технологий и Методик
|
|
Технологии по работе с Фото |
|
Технология изготовления фотографии «под Палех»
Для фотографий "под Палех" подходят в принципе любые жанры и сюжеты, но лучше всего остановиться на портрете или пейзаже. Главные требования к негативу: контрастность, прозрачность светлых участков, тщательная проработка немногочисленных деталей.
На глянцевой фотобумаге с белой подложкой нужно отпечатать позитив, оставив поля шириной 6-7 см. Дальнейшая работа сводится к трем операциям: тонированию фотографии, изготовлению пленочной маски, сборке.
Тонирование. Суть этой операции - в отбеливании серебра и в последующем чернении его с помощью сульфидных растворов (до коричнево-черного сульфида серебра). В зависимости от зернистости изображения фотография может приобрести самые различные оттенки: от светло-желтого до шоколадно-коричневого. (Некоторые фотомастера еще подкрашивают детали позитива анилиновыми красителями). Крупные частицы серебра приобретают шоколадные тона, мелкие становятся желтыми или рыжеватыми. Не безразлично, на какой бумаге отпечатать снимок. Тонированной бумаге "Унибром", "Новобром", "Фотобром" присущи теплые, мягкие тона, а для "Бромпортрета" и "Контоброма" характерны холодные оттенки.
Процесс начинают с отбеливания в растворе: красная кровавая соль - 30 г, бромистый калий - 10 г, вода до 1 л (если после тонирования желательно получить темное изображение, в раствор добавляют 10 мл 25%-ного раствора аммиака). Обработка продолжается до полного исчезновения изображения, потом отпечаток тщательно отмывают в проточной водопроводной воде и переносят в раствор: сернокислый натрий кристаллический - 5 г, вода до 1 л. Длительность тонирования 1-2 минуты. Затем промывка в проточной воде (15-20 минут) и сушка.
Следует помнить !
1. загрязненные реактивы могут испортить изображение - нужно пользоваться реактивами марки "ЧДА".
2. красная кровавая соль и сернистый натрий ядовиты - работать необходимо в резиновых перчатках, при открытом окне, а лучше под тягой.
Изготовление маски. На экран фотоувеличителя кладут эмульсией вверх лист позитивной пленки (ФТ-11, ФТ-20 или ФТ-31). В плотном картоне вырезают прямоугольное (примерно 3х4 см) окно. Включив увеличитель и плавно двигая картонку вверх-вниз, через прорезь экспонируют пленку. После ее проявления получается негатив маски с темным, чуть размытым по краям пятном в центре. Теперь обычным контактным способом с этого негатива можно напечатать любое количество масок. Чтобы светлая часть маски была прозрачной, пленку слегка ослабляют в растворе: красная кровавая соль - 25 г, тиосульфат - 150 г, вода - до 1 л.
Сборка. Для приклеивания фотографии к маске лучше всего подходит желатиновый клей - он прозрачен и не оставляет пятен. Непрерывно помешивая, в стакан горячей воды (60-70 °С) добавляют 12-15 г пищевого желатина. В остывающий клей (его нужно перелить в кювету) окунают маску, а затем, вынув ее из раствора, накладывают эмульсией к эмульсионному слою фотографии. Теперь нужно тщательно удалить воздух из зазора, для этого склеенные листы прокатывают валиком или разглаживают линейкой. Излишки клея с пленочной подложки удаляют смоченным в воде ватным тампоном.
Остается вырезать несколько листов картона (один размером со сниток, три-четыре - поменьше), сложить их стопкой на фотографию в маске и приклеить поля пленки к обороту большой картонки. Маленькие картонки, уложенные в середине пакета, придают конструкции выпуклость и объемность.
Дальнейшая судьба работы зависит от воли ее автора: если выбрать удачный сюжет, умело его отснять и, следуя всем приведенным здесь рекомендациям, сделать хорошее фото "под Палех", оно может украсить гостинную, спальню или служебный кабинет.
Фотографии под Палех
Шкатулки под Палех
http://patlah.ru
© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.
|