Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик
 
Технологии по работе с тканями
 

Рама для батика

В батике - все виды росписей исполняют на деревянных рамках, которые бывают раздвижными (можно увеличивать или уменьшать до необходимого размера при помощи раздвижных реек с продольными отверстиями и винтов (рис. 1 а, б, г)) и не раздвижными. Раздвижные рамы с обеих сторон имеют внутренние срезы 5-6 мм (рис. 1в), в которые вбивают острые крючки на расстоянии 1,5-2 см друг от друга. Крючки не должны выступать над рейками рамы во избежание царапанья рук. Для того чтобы крючки при работе не ржавели, их покрывают лаком. На них прикалывают ткань (рис. 2). Более простая раздвижная рама представлена на рис. 3. Ее рейки крепятся также винтами, но не через продольные отверстия, а через отдельно высверленные. Ткань на такую раму крепится с помощью кнопок с внешней стороны реек. Порядок натягивания ткани на подрамник такой: сначала она закрепляется под углом, а затем в том порядке, как показано на рис. 4а, б. Полностью первой прикалывается та сторона ткани, у которой есть кромка. Чем больше кнопок, тем ровнее натягивается материал (рис. 4в).

Можно прикалывать ткань и с изнаночной стороны подрамника (рис. 5). Но для этого нужно немножко больше усилий. Однако проще всего ткань на раме можно закрепить с внешней стороны с помощью кнопок или пришив прочными нитками за ее края. Ткань туго натягивают на раму, для того чтобы не было перекосов ниток и утка. Можно натягивать ткань во влажном состоянии.

Перенося рисунки на ткань, нужно учитывать, что при растяжении уток растягивается больше, чем основа. Это особенно важно для раппортных рисунков геометрического характера. Поэтому, выполняя такой рисунок на ткани, необходимо делать раппорт со стороны утка немного большим, чем по основе. Тогда углы в рисунке будут одинаковые, и после снятия изделия с рамы рисунок будет симметричным.

При росписи раму укладывают на стол. Во время резервирования и нанесения краски ткань не должна касаться поверхности стола, иначе краска будет растекаться за границы резервной линии. В процессе работы не рекомендуется подтягивать ткань во избежание перекосов и нарушения резервной линии рисунка.

После росписи изделия высушивают и запаривают для того, чтобы зафиксировать краску на волокне. Запариванию, в основном, подлежат вещи утилитарного назначения (одежда, шторы, скатерти и т. д., то есть это то, что в дальнейшем подлежит стирке). Изделия декоративного назначения, например, панно, ширмы и т.д., можно не запаривать.

В домашних условиях запарку можно сделать в баке-выварке, в ведре, а в условиях небольшого предприятия - в медицинских автоклавах или запаривательных камерах. Расписанные изделия должны быть переложены сухой бумагой или тканью так, чтобы окрашенные места нигде не накладывались одно на другое. Потом изделие сворачивают несколько раз пирожком (рис. 6) так, чтобы оно поместилось в выварку, или трубочкой (рис. 7), легко перевязав, чтобы оно не развернулось при вываривании. После этого в выварку на 1/5 ее объема заливают воду и доводят до кипения. Потом бак накрывают отрезом ткани, давая ему немного провиснуть, и в это углубление кладут сверток расписанных изделий (рис. 8). Он не должен касаться стенок выварки, расстояние между ним и водой должно быть таким, чтобы во время кипения на изделие не попадали капли воды. Сверху бак тщательно накрывают подушкой или одеялом, а потом крышкой (рис. 9). Время запаривания для тканей, расписанных активными красителями, составляет 30-40 минут, другими классами красителей - 1-1,5 часа.

Из книги "Подарки из батика", автор А. Я. Жолобчук

 

 

Автор-составитель: Патлах В.В.
http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Loading...

 

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...