Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...
Энциклопедия Технологий и Методик
 
Технологии по работе с тканями
 

Техника «бандан»

Батик в технике «бандан», пожалуй, самый древний вид росписи тканей. Один из его видов — техника «планги» — был распространен в Индии. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивали и удаляли нити, в результате образовывался узор из белых «Горохов». При необходимости подобным образом можно было окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. С высушенной ткани убирали перевязочные нити, но не гладили готовое изделие, благодаря чему долгое время сохранялся эффект «жатости».

В наше время под узелковой росписью подразумевают более простые варианты. Например, узор в виде круга («солнышко») или нескольких кругов. Выполняется этот узор так (рис. 1). Термостойкую пуговицу, камешек или горошину подкладывают под ткань, плотно обвязывая ткань снизу нитями. Потом перевязывают еще в одном-двух местах и снова красят. Окрашивают ткань последовательно и в несколько цветов. Самый простой вариант - в два цвета. Для этого участки с завязанными предметами погружают в раствор красителя, остальную ткань размещают на палочках, положенных поверх емкости с краской (рис. 2).

Рис. 1. Камешки оборачивают тканью и обвязывают нитью.

Рис. 2. Окрашивание участка ткани:
1 — краситель, 2 — ткань, 3 — палочка.

Окрашивая сухую ткань, вы получаете более резкую границу красителя и неокрашенного полотна, если же ткань влажная (смоченная и хорошо отжатая) — более плавные границы перехода. После того как участки ткани прокрасились, их надо прополоскать и, в свою очередь, поместить оставшуюся неокрашенную часть ткани (изделия) в краситель другого цвета, разместив уже окрашенную часть на палочках.

Еще один способ. Туго скручивают изделие или отдельные участки жгутом, закрепляя его положение нитями, чтобы жгут не мог развернуться. Нити обвязки должны быть затянуты очень туго. В зависимости от расположения и количества перевязок получаются различные узоры (схемы на рис. 3, а, б, в).

Рис. 3. Окрашивание готового изделия:
а — "вертикальными полосами",
б — несколько кругов типа "солнышко",
в — размещение узора вокруг горловины.

Таким же образом можно окрасить ткань (изделие) в несколько цветов. В этом случае, завязав узлы и жгуты, окрашивают ткань в самый светлый из задуманных цветов. Например, решено окрасить изделия в следующие цвета: белый (исходный), желтый, оранжевый, красный и темно-коричневый. Для этого нужно всего три красителя—желтый, красный и темно-коричневый. Окрасив сначала ткань (изделие) с узлами и жгутами (расположение и количество которых зависит от замысла) в желтый цвет, получаем белый узор на желтом фоне.

Прополоскав и отжав неразвернутое изделие, развязываем те узлы и жгуты, ткань под которыми должна стать красной, и завязываем новые, которые в итоге останутся желтыми. Теперь опустим ткань в красный краситель. Участки ткани под нитями обвязки и внутри жгутов останутся белыми и желтыми, фон станет оранжевым, а те места, где были сняты нити после первого крашения, станут красными. Снова прополоскав ткань, повторяем весь процесс, создавая уже оранжевый узор. И наконец окрашиваем в самом темном красителе. В результате получается сложный многоцветный узор, в котором переливаются не только цвета красителей, но и всевозможные варианты их смешения и взаимопроникновения.

Прополоскав изделие в проточной воде (сначала с узлами, потом — без них), слегка влажную ткань высушивают утюгом. Ваше изделие готово.

В этом заключается одно из преимуществ узелковой росписи в технике «бандан» — красители закрепляются в процессе крашения и не требуют дополнительной обработки.

Один из видов узелковой росписи — так называемый складной батик. Здесь эффект достигается также путем перевязывания и окрашивания, но результат более предсказуем, так как ткань складывается определенным образом, а не скручивается жгутом (рис. 4 — 13).

Различные способы сладывания и завязывания ткани
и получающиеся в результате узоры

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 7

Рис. 8

Рис. 9

Рис. 10

Рис. 11

Рис. 12

Рис. 13

В технике шитый батик можно создавать еще более тонкий орнамент. Конечный результат здесь всегда известен (рис. 14).

Рис. 14. Получение узора в "шитом" батике:
а — набирание ткани на иголку швом "вперед иголку" с последующим стагиванием.
б — варианты узора.

Выберите орнамент и нарисуйте его на ткани. Пройдитесь по его линиям швом «вперед иголка». Длина стежка — 0,5—1 см. Используйте только прочную нить. Проложите ее по рисунку, соберите ткань как можно туже и закрепите нить иголкой или обвяжите ткань. После окрашивания и удаления нити на ткани получится узор из маленьких прямоугольников или лучиков, перпендикулярных линии, по которой двигалась иголка.

Образующиеся на ткани складки очень малы, краситель легко проникает в них. Поэтому эти изделия надо окрашивать быстро в горячем растворе. Закрепить их лучше обычным способом или высушить утюгом через бумагу.

 

 

Автор-составитель: Патлах В.В.
http://patlah.ru

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Loading...

 

оооооооооооооооооооооооо

Загрузка...