Энциклопедия Технологий и Методик
|
Компрессор своими руками
Компрессор НОЧь-3-М-1 (Наш Ответ Чемберлену модель №3, Модернизация №1), или моделизм по-русски.
Русские тем сильны, что смекалисты. Там, где иноземцы используют точные расчеты и ультратехнологии (а в случае нештатной ситуации разводят руками), русские применяют лом и «какую-то матерь», добиваясь результата быстрее, экономичней и практичней. Так было и с танком Т-34, который более всего удовлетворял условиям войны (показав дулю комфортным американским жестянкам и технологичным немецким монстрам). Это качество переходит на всю деятельность.
Посему, как и любой наш человек, изучив ситуацию в области компрессоров для аэрографа, я понял — так жить нельзя.
БВК был отвергнут сразу же. Почти четыре тысячи за ненадежную конструкцию. Вообще — БВК, это целое семейство, роднит которые только электрика и клапаны. Компрессоры могут быть любые. Последние модели делаются на современных компрессорах, недостатки которых при использовании в качестве бытового компрессора мне живо описали мастера-холодильщики (боятся влаги и пыли, имеют много степеней защиты, от чего отрубаются при малейшем «шухере»). Так один мой хороший, но ленивый знакомый, приобретший сей агрегат, первую покупку с немецким компрессором вернул в тот же день (после выключения ей нужно было минуту остывать, а затем — уже в магазине она просто накрылась). Второй агрегат был на базе французского компрессора — с той же чудиной. Минуту после выключения он минуту не включается — реле блокирует. Добавьте сюда то, что это просто игрушка (кроме как для аэрографа он ни на что не годен, максимум — шарик надуть, и то это его предел) — дорогая игрушка.
Рассмотрел специализированные предложения от иностранцев. Среди них был и поршневой Tamiya за 6,5 тысяч (правда, в комплекте и аэрограф) до итальянских суперизделий (построенных на тех же холодильниковых компрессорах) от двухсот долларов. Неплохо, но жирно. Так что «но пасаран».
Компрессор для автомобильных шин стал временным эрзац-вариантом — просто он у меня был. Но шум и ненадежность (поршень постоянно соскакивал — приходилось разбирать и, пачкаясь в мазуте, водворять его на место) — не лучшие качества. Единственным приемлемым источником питания служило зарядное устройство — паровозик из него и компрессора получался впечатляющий. Не наш метод.
Наконец, самый понравившийся вариант — бытовые компрессоры — поршневые и диафрагменные. По цене они от 5,5 тысяч. И всем бы они были хороши — ни масла в воздухе, ни геморроя со штуцерами, но одно но. Уровень шума не менее 97 децибел. Это как двигатель среднего мопеда. Жить с таким в советской типовой квартире не рекомендуется. Да и денег жалковато. Хотя признаться — это лучшее, что можно взять, и за основу конструкции изначально были взяты именно они. Накачав за полторы минуты ресивер можно белорусским аэрографом работать минут 20, а уж импортным с запирающимся током воздуха — сколько угодно, и все нужные регуляторы на месте. Посему решил — буду делать сам. Для этого обзавёлся кое-каким сырьем.
Соединительные трубочки приобрел на строительном рынке — прозрачные, гибкие и маслостойкие диаметром отверстия 6, 7 и 22 мм, хотя тут стоит подбирать под себя. Всё остальное пробовать не советую — шланги от капельниц коротки и тонковаты, резиновые медицинские маслонеустойчивы, пережимаются и непрочны, всякие уровни — лишняя трата денег — диаметра не подобрать и денег лишних отвалить.
Цилиндрообразный компрессор, ржавый и монстроподобный, который мне попался, был от старого советского холодильника и весил килограмм 25. Очистив его и покрасив, добыв для него реле, установил, что он работает. Но было одно «но». Маслом он плевался нежалеючи. Да и парил им как паровоз. Бензофильтры из магазинов тут не помогут (один, правда, стоит на трубочке для входа воздуха, но это так — формальность). От автомобилистов знаю, что они иногда даже камушки пропускают. Посему стал придумывать фильтрующую систему. НОЧь-1 был установлен на согнутую полипропиленовую трубу, забитую мочалкой и паклей, которая стала и ресивером и фильтром. Всё бы ничего, но воздух шёл все хуже и хуже, пока однажды трубку не вырвало. Все внутри просто забилось. Фокус не прошёл. Начались новые поиски.
НОЧь-2 был еще проще. Труба осталась лишь основанием, а шланг был вклеен в псевдофильтр из пластиковой бутылки из под йогурта, набитой туалетной бумагой. Бутыль нещадно, несмотря на герметизацию, пропускала воздух. Так что НОЧь-2 проработала в сумме минут 30.
И тут я решил взяться за дело с русской капитальностью — то есть по окончанию работы получить ни что иное, как танк. Оставив компрессор, я раздобыл ресивер от КАМАЗа, почистил его и покрасил (другой краски не было, так что стал он канареечно жёлтым). Все установил на тележку от сумки, сцепив стальными тросами в пластиковой обмотке, а в последующем заменил их на стропу с пластиковыми замками, что позволяет производить быстрый демонтаж компонентов (намертво делать не советую — ресивер конечно не взорвётся, а вот двигатель и у меня запасной лежит). Всё из магазина, торгующего материалами для кройки и шитья. Соединил шлангами. Лишние дырки в ресивере заглушил, вставив в одну из них т. н. «пердунчик» — средство для сброса лишнего давления — правда, настраивается оно лишь «на глаз», да и не очень надёжно, но и так сойдет (настроен он, этак, на 6 атмосфер), на другую поставил манометр. Переходник манометра и штуцер на входе сделал слесарь. Для улучшения конденсации паров масла на шланге стоит бензофильтр, а сам шланг входящего воздуха спирально обёрнут вокруг ресивера. Сильно это не спасает, задерживая лишь капли масла, но это временный вариант, который будет устранен в модели НОЧь-3-М-2 (или более поздней), на которую планирую установить простой масловлагоуловитель с фильтрующей способностью до 100 микрон (в городе у нас дефицит). Тем не менее, проблем в работе не возникает, и ресивер своё дело делает. Для повышения герметичности все шланговые стыки были затянуты хомутами, а все места резьбового соединения обмотаны сантехнической лентой и снабжены шайбами.
Электропроводка была организована так же, как и на БВК — только шнур дистанционного управления длиннее — в итоге компрессор не нужно никуда носить. Шланг тоже длинный — всю комнату перекрывает. Полученная модель НОЧь-3 была неплоха. В ресивере оседал пар, основной объем масла отделялся еще до входа в ресивер, давление не скакало. В трубке от ресивера к аэрографу, на сочленении стоял бензофильтр, засыпанный силиконгелем, а в самой трубке помещены несколько фильтров от сигарет — купил на рынке.
Но имелся один недостаток — подача воздуха к аэрографу ничем не регулировалась. Сколько дует, столько и есть. Это не дело. И тут подвернулся под руку редуктор от пропанового баллона (стоит 300 рублей на рынке). Он с манометром (единицы измерения идентичны 1 в 1 атмосферам). Установив его на трубку, была получена возможность легко регулировать давление воздуха, подаваемого на аэрограф. Но это ещё не все. За пять-шесть минут работы двигателя с запертым редуктором (дальше — экстремально, может бензофильтр порвать — при пяти атмосферах он здорово раздувается) ресивер накачивается настолько, что в течении 20 минут без регулировки редуктора подаёт давление в 0,8 атмосфер (нормальное давление для белорусского аэрографа). Дальше давление падает. На сегодня герметичность такова, что в течении 10 часов накаченный до 5 атмосфер ресивер теряет лишь одну атмосферу.
Ну вот — на сегодня это модель НОЧь-3-М-1. Имеет кучу достоинств и минимум недостатков, которые будут устранены в последующих разработках (в ближайшее время это установка масловлагоуловителя — у нас в городе не нашел, и монтаж редуктора прямо на ресивер).
Проведём простую калькуляцию. Многие компоненты у меня уже были или были случайно найдены, так что калькуляция условна (хотя и очень точна).
|
Цена, руб. (место приобретения)
|
|
|
Компрессор от холодильника с реле
|
300 (оба просто нашёл, хотя на радиорынке мне за такую цену и предлагали)
|
Электропроводка (шнур, вилка, клеммы, переключатель)
|
50 (в любом радиомагазине)
|
|
80 (на строительных рынках, в автомагазинах, в товарах для садоводов)
|
|
20 (в любом автомагазине)
|
|
120 (в магазинах запчастей для КАМАЗа, хотя можно и без него)
|
|
550 (в магазинах запчастей для КАМАЗа)
|
Штуцеры и переходник на манометр
|
|
Краска (аэрозоль для окраски двигателя и ресивера)
|
|
|
80 (в магазинах, торгующих сварочным оборудованием)
|
|
300 (в магазинах, торгующих сварочным оборудованием)
|
|
20 (в магазинах товаров для кройки и шитья)
|
|
|
Итак — очень нехилый компрессор за сравнительно небольшие деньги. Годится даже для пневмоинструмента. А главное, что его модернизировать можно. Например, второй компрессор поставить или второй ресивер, установить электрореле давления и т. д. Ведь вы его сами собрали — вы его творцы. Так что, хотите сделать хорошо — делайте сами, с нами, как мы, лучше нас.
© Мягков Руслан, 2003
ВНИМАНИЕ !
Запрещается любая републикация, полное или частичное воспроизведение материалов данного сборника, а также фотографий, чертежей и схем, размещенных в нем, без предварительного согласования с авторами представленных статей.
Напоминаю! Что за любое противоправное и противозаконное использование материалов, опубликованных в энциклопедии, редакция ответственности не несет.
Составитель. Патлах В.В.
http://patlah.ru
© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.
|