Энциклопедия Технологий и Методик
|
|
Самоделки для детей |
|
Самодельные игрушки |
Воздушный змей - Вертолет
В городе порой трудно бывает найти большую открытую площадку, где бы можно было свободно разбежаться с воздушным змеем.
Змей-вертолет, который ты видишь на рисунке, не требует для взлета много места, и непогода ему не помеха. Изготовить его можно всего за два-три вечера.
Прежде чем приступить к делу, изучи конструкцию, подбери необходимые материалы. Если нужных материалов у тебя не окажется, подумай, чем их заменить. Конструктивно такую модель можно выполнить по-разному, да и размеры ее можно смело увеличивать в два, три, четыре раза.
Следуя примеру опытных моделистов, подготовь сначала для работы чертежи. Основные детали модели: фюзеляж, стабилизатор, лопасть, винта, флюгер — вычерти на бумаге в натуральную величину. А потом приступай к изготовлению деталей.
Лопасть винта (см. рис. деталь 4). Советуем начать с нее. Ее лучше всего сделать наборной из сосновых реек и пенопласта. Пожалуй, самой легкой по весу будет лопасть предложенной конструкции: две полосы пенопласта с сосновыми лонжеронами и передними кромками.
Из сосновой заготовки напили рейки по размерам, указанным на чертеже. Обрати внимание на толщину реек. Например, у лонжерона она неодинакова: на конце тоньше, в середине толще. Рейки для лонжеронов и передних кромок лопасти согни на паяльнике. Радиус изгиба любой. Затем из пенопласта, распиленного на полосы толщиной 5-6 мм, вырежи заготовки для лопастей. Приклей казеиновым клеем кромки и лонжероны к полосе пенопласта таким образом, чтобы каждая лопасть имела угол атаки примерно 5-10 град. Для этого сдвинь переднюю кромку относительно лонжерона к оси винта и, подобрав нужный угол, приклей ее. А если лопасть уже собрана, то подогрей на паяльнике центральные части кромок и лонжеронов и отогни лопасть под нужным углом. То же самое проделай и с другой лопастью. Когда каркас винта будет готов, приклей консольные полосы, затем обрежь лопасть по контуру, спрофилируй наждачной шкуркой, как показано на чертеже (см. сечение лопасти), и приклей в центре с двух сторон по фанерной накладке.
Готовые лопасти обклей папиросной или конденсаторной бумагой, пользуясь жидким казеиновым клеем. Дай клею просохнуть, а затем покрой обшивку жидким нитролаком. Проследи, чтобы лопасти не повело, особенно в хвостовой части. По центру винта просверли отверстие 0,4 мм для оси. Винт готов.
Фюзеляж (см. рис. деталь 1). Его лучше всего сделать из сосновых реек, бамбука и пенопласта. Советуем заготовки для фюзеляжа сгибать тоже на паяльнике. Чтобы склеенный каркас хорошо держал форму, укрепи его сосновыми распорками и накладками из ватмана. Для стоек шасси 9, подкосов и оси 6 нужна слегка закаленная стальная проволока. Стойки закрепи на каркасе фюзеляжа нитками и хорошенько промажь места соединения клеем. Один конец оси отожги и расклепай на длину 25-30 мм; другой закрепи нитками и клеем на центральной распорке. Теперь можно обклеивать фюзеляж пенопластовыми вкладышами. Вертолет будет выглядеть наряднее, если кабину обклеить не пенопластом, а целлулоидом или прозрачным пластиком.
Пенопласт — непрочный материал, поэтому, чтобы установить бамбуковый штырь 8 для леера, придется наклеить на переднюю распорку и два стрингера — две фанерные накладки 7. Отделывается фюзеляж так же, как и лопасти винтов.
Стабилизатор склеивается из двух листов пенопласта и сосновых реек (дет. 2). О том, как его делать, ты уже знаешь (см. лопасть), обрати внимание лишь на угол 'y' и постарайся выдержать его в пределах 15-20 град.
Сборка модели. Вначале закрепи киль 3, стабилизатор 2, шасси 9. Киль приклей на конец фюзеляжа сбоку. Стабилизатор установи на проволочных подкосах, чтобы можно было регулировать его положение под разными углами относительно фюзеляжа. Фанерные колеса закрепи на стойках шайбами.
Как можно внимательней отнесись к установке винтов на оси. Сначала вырежи из жести шайбы. Точно по чертежу припаяй одну из них на оси. Установи на ось нижний винт и сделай риску для другой шайбы. Запомни, что расстояние между шайбами, удерживающими винт, должно быть на 4-5 мм больше толщины самого винта. Это делается для того, чтобы после сборки можно было наклеить на винт с двух сторон по шайбе из целлулоида толщиной 1,5-2 мм. Чтобы шайбы устанавливались на ось, разрежь их. Верхний винт укрепляется на оси точно так же, как нижний.
Модель собрана. Теперь отбалансируй винты кусочком пластилина. Привяжи к штырю леер из прочного шнура и попытайся запустить модель. Запомни — вертолет любит ветер, и чем он больше, тем лучше модель держится на привязи, тем выше она поднимается. Для слабого ветра годится только очень легкая модель. Такой змей-вертолет можно запускать даже в штиль. В одном лишь неудобство: чтобы воздушный винт, вращаясь, мог удерживать вес модели, нужно все время двигаться вперед. При ветре 5-7 м/с змей плавно взлетает и повисает на 100-метровом леере.
В случае, если тебе по какой-либо причине не удастся отрегулировать полет змея-вертолета, установи на оси винта флюгер 5, и он не позволит модели раскачиваться из стороны в сторону. Конструкция флюгера аналогична лопасти. Закрепить флюгер на оси винтов ты можешь Г-образной скобой из проволоки 0,2 мм. Скобу припаяй к оси так, чтобы отогнутый конец был направлен назад. Лопасть флюгера в корневой части усиль липовым бруском. Просверли в бруске отверстие и вставь в него отогнутый конец скобы. А чтобы соединение было более надежным, обмотай скобу нитками с клеем, а затем приклей ее к флюгеру.
И последнее. Если ты увеличил размеры модели, то не думай, что нужно обязательно увеличивать и хвостовую балку фюзеляжа — достаточно лишь изменить площадь стабилизатора и отрицательный угол 'y'.
Несколько советов по регулировке модели. Если лопасти сделаны жесткими, то винты могут слабо раскручиваться. Тогда тебе придется уменьшить угол атаки у лопастей. Если же лопасти эластичны и винты раскручиваются очень сильно, то увеличь угол атаки примерно до 20 град.
Если у кого-то не окажется пенопласта или достаточного количества сосновых реек, аэролака, то их можно заменить другими материалами. Например, лопасть винта можно изготовить целиком из листа ватмана, подкрепив ее одним-двумя лонжеронами из сосны или из ватмана. При этом лопасть винта может быть плоской (из одного слоя ватмана) или объемной, напоминающей в сечении профиль крыла. В этом случае между верхним и нижним обводами — листами ватмана — вклеивается лонжерон.
Фюзеляж можно изготовить из одной рейки с усиленной носовой частью и небольшим пилоном для оси винтов; киль и стабилизатор — аналогично лопастям винта. Такая модель будет менее долговечной, но летать будет не хуже.
Первые полеты покажут тебе, что совершенствовать можно не только конструкцию змея-вертолета, но и саму схему.
Автор: инженер А. ВИКТОРЧИК
Составитель. Патлах В.В.
http://patlah.ru
© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.
|