Энциклопедия Технологий и Методик
|
Словарь терминов изобразительного искусства
Законы композиции — основными законами реалистической художественной композиции называют: закон цельности (неделимость, необходимость связи и взаимной согласованности всех элементов), закон типизации (типичность характеров и типичность обстоятельств, в которых развивается действие в композиции; передачу в произведении искусства ощущения движения, развития действия во времени; новизна), закон контрастов, закон подчинённости всех средств композиции идейному замыслу. В композиции также существуют правила (ритма, сюжетно-композиционного центра, симметрии, асимметрии, параллельности, расположения главного на втором плане, восприятия объектов изображения и др.) и приёмы (передачи впечатления монументальности, пространства, горизонтали и вертикали, диагональных направлений и пр.).
Микеланджело. Сотворение Адама.
Фрагмент росписи плафона Сикстинской капеллы в Ватикане. 1510 г.
Зарисовка — рисунок с натуры, выполненный, как правило, вне мастерской с целью сбора материала для более значительной работы, а также ради упражнения или со специальной целью (например по заданию газеты, журнала). В отличие от близкого по техническим средствам наброска, в зарисовке могут быть тщательно проработаны нужные художнику детали.
Леонардо да Винчи. Голова воина.
Рисунок для «Битвы при Ангиари». Сангина. 1503-1505 гг.
Золотое сечение — деление в крайнем и среднем отношении, гармоническое деление, деление отрезка АС на две части таким образом, что большая его часть АБ относится к меньшей БС так, как весь отрезок АС относится к АБ (то есть АБ:ВС=АС:АБ). Приближённо это соотношение равно 5/3, точнее 8/5, 13/8 и т.д. Принципы впервые были использованы в античном искусстве и затем легли в основу композиционного построения многих произведений мирового искусства. Термин ввёл Леонардо да Винчи.
Иктин и Калликрат. Парфенон. 447-438 гг. до н.э.
Зооморфизм — уподобление животному, наделение качествами, присущими животным, изображения в виде зверя, птицы и т.п. Обычно зооморфизмом называют представление божества в облике животного или с его признаками (головой, лапами, крыльями и т.п.). Особенно отчётливо проявился в искусстве Древнего Египта, Древней Индии, Америки.
Танисский сфинкс с портретным изображением Аменемхета III.
Древний Египет.
Иератизм — (от греческого hieratikos - культовый, священный) обусловленные религиозно-каноническими требованиями торжественная застылость и отвлечённость композиции и трактовки человеческих фигур и лиц. Характерен главным образом для искусства древнего мира и средневековья.
Статуя принцессы Нофрет и царевича Рахотепа.
Гробница Рахотепа в Медуме. 2580 г. до н.э.
Изобразительное искусство — раздел пластических искусств, возникших на основе зрительного восприятия и создающих изображения мира на плоскости и в пространстве. Черты изобразительности могут быть в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве, их произведения пространственны и воспринимаются зрением, но их только условно иногда относят к изобразительному искусству.
В отличие от других видов искусств (литературы, музыки, театра, кино), изобразительное искусство является по преимуществу искусством пространственным и потому ограничено в своей возможности воспроизведения времени и связанного с ним временного развития действия. Однако изобразительное искусство тоже способно воспроизводить временное развитие событий присущими ему средствами, в основном композиционными.
Изобразительное искусство делят на следующие виды: живопись, скульптура и графика; на рода: монументальный, станковый и декоративный. Виды и рода искусства, в свою очередь, разделяются на различные жанры.
Леонардо да Винчи.
Мадонна с цветком. Ок. 1478 г.
Икона (от греческого eikon - изображение, образ) — в христианской религии (православии и католицизме) в широком смысле изображение Иисуса Христа, богоматери, святых, сцен из Священного писания; в узком значении - произведение специфического вида средневекового искусства, иконописи, имеющее культовое значение. Культ зародился во II веке и расцвел в IV веке.
А. Рублев.
Богоматерь Владимирская. Около 1409 г.
Иконография (от греческого eikon - изображение, образ и grapho - пишу, черчу, рисую) — в изобразительном искусстве строго установленная каноническая система изображения каких-либо персонажей или сюжетных сцен для облегчения узнавания персонажа или сцены. В искусствознании (иконографический метод) - описание и систематизация типологических признаков и схем, принятых при изображении персонажей или сюжетных сцен.
Похищение Европы.
I век, фреска. Древний Рим.
Иллюзионизм (от латинского illusio - обман, насмешка) — имитация видимого мира в произведениях изобразительного искусства, создание впечатления реально существующих предметов и пространства. Появляется в античной живописи, играет заметную роль в искусстве Возрождения, становится одним из главных принципов монументально-декоративного искусства барокко. Встречается и в станковом искусстве (например натюрморты-"обманки" XVIII века).
И. Босх.
Фокусник. 1475-1480 гг.
Иллюзорность (от позднелатинского illusorius - призрачный, обманчивый) — в изобразительном искусстве иллюзия чувственной реальности изображения, проявляющаяся в кажущейся осязаемости, стереоскопичности, телесности и объёмности воспроизводимых на плоскости предметов.
Дейк Флорис ван Клас.
Натюрморт. 1613 г.
Импрессионизм (от французского impression - впечатление) — стиль в искусстве последней трети XIX-го — начала XX-го веков, характерной чертой которого являлось стремление наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления, текучесть мгновения, настроение и освещение.
Клод Моне.
Впечатление. Восход солнца. 1872 г.
Исторический жанр — жанр изобразительного искусства, посвящённый историческим событиям и деятелям, социально значимым явлениям в истории общества, тесно смыкается с батальным жанром, когда он раскрывает исторический смысл военных событий. Жанр зародился в глубокой древности, когда воспоминания о реальных исторических событиях соединялись с фольклорным вымыслом и мифами, сформировался в эпоху Возрождения, а в его современном виде - вместе с развитием научных взглядов на историю в XVIII-XIX вв.
В. Суриков.
Переход Суворова через Альпы. 1899 г.
Караваджизм —
1. Система художественных средств, характерная для начального этапа становления реализма в европейской живописи XVII века и получившая наиболее яркое воплощение в творчестве итальянского живописца Караваджо. Свойственны демократические художественные идеалы, повышенное чувство реальной предметности изображения, активная роль контрастов света и тени, стремление к монументализации.
2. Направление в европейской живописи XVII века, представленное последователями Караваджо.
Караваджо. Вакх. 1592-1593 гг.
Карикатура (от итальянского caricare - нагружать, преувеличивать) — в широком смысле изображение, где сознательно создаётся комический эффект, соединяется реальное и фантастическое, преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма, манеры поведения людей и др. В более узком смысле - особый жанр изобразительного искусства.
Леонардо да Винчи.
Карикатурные зарисовки. Около 1495 г.
Карнация (от латинского caro - мясо, плоть, тело) — живописные приёмы, цветовая характеристика (обычно многослойное наложение красок), применяемые при изображении кожи человека, его лица, других обнажённых частей тела.
Леонардо да Винчи.
Мадонна Литта. 1485-1490 гг.
Кинетическое искусство — авангардистское направление в современной пластике, основанное на создании эстетического эффекта с помощью движущихся установок.
Кинетическое искусство зародилось в 1920-1930 гг. (В. Е. Татлин, СССР, модель памятника-башни III Интернационала), а позже А. Колдер в США (так называемые мобили) и другие, придавая различные движения отдельным частям своих произведений, пытались преодолеть традиционную статичность скульптуры, придать большую активность её взаимодействию со средой.
В. Е. Татлин.
Модель памятника-башни III Интернационала. 1920 г.
Классика (от латинского classicus - образцовый) — период в истории древнегреческого искусства, охватывающий V в. до н.э. и первые три четверти IV в. до н.э. В искусстве классики сложились реалистические художественные принципы, гражданские эстетические идеалы, демократические тенденции. Получила развитие планировка городов, высшей гармоничности и тектонической уравновешенности достигла ордерная архитектурная система, были созданы образы совершенных людей, наделённых единством духовной и физической красоты (скульпторы Мирон, Поликлет, Фидий, Скопас, Пракситель, Лиссип). Делится на раннюю (1-я пол. V в. до н.э.), высокую (2-я пол. V в. до н.э.) и позднюю (400-325 гг. до н.э.). Часто классикой также называется период наибольшего расцвета искусства какой-либо эпохи или страны.
Лиссип. Апоксиомен.
Римская мраморная копия. Ок. 330 г. до н.э.
Классицизм — стиль в европейском искусстве XVII-й — начала XIX-го веков, характерной чертой которого было обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому и этическому эталону. Отличался логическим развёртыванием сюжета, ясностью, уравновешенностью композиции, чётким разграничением планов. К середине XIX века переродился в безжизненный академизм.
Жак-Луи Давид. «Клятва Горациев». 1784 г.
Коллаж (от французского collage, буквально - наклеивание) — технический приём в искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре; также произведение, выполненное этим приёмом. Применяется главным образом в графике ради усиления эмоциональной выразительности фактуры произведения, неожиданности сочетания разнородных материалов.
Ричард Хамилтон.
Что делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными? 1956 г.
Колорит (от латинского color - цвет, краска) — в искусстве (преимущественно в живописи) система соотношений цветовых тонов, образующая определённое единство и являющаяся эстетическим претворением красочного многообразия действительности. Служит одним из важнейших средств эстетической эмоциональной выразительности, компонентом художественного образа. Характер колорита связан с содержанием и общим замыслом произведения, с эпохой, стилем, индивидуальностью мастера.
Исторически сложились две колористические тенденции: первая связана с применением системы ограниченных количественно локальных цветов, вторая - стремление к полной передаче цветовой картины мира, пространства и света, использование валёра и рефлекса. Может быть по характеру цветовых сочетаний спокойным или напряжённым, холодным или тёплым, светлым или тёмным, ярким, сдержанным, блёклым и т.д.
И. Левитан.
Березовая роща. 1885-1889 гг.
Композиция (от латинского compositio - составление, сочинение) —
1. Построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Важнейший организующий момент художественного произведения, придающий ему целостность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Законы композиции (цельности, типизации, контрастов, подчинённости всех закономерностей и средств композиции идейному замыслу) в той или иной мере отражают объективные закономерности реального мира. В пластических искусствах объединяет частные моменты построения художественной формы (реальное или иллюзорное формирование пространства и объёма, симметрия и асимметрия, масштаб, ритм и пропорции, нюанс и контраст, перспектива, группировка, соотношение целого и деталей, цветовое решение т.д.).
2. Произведение искусства, конечный результат деятельности художника.
Рафаэль Санти.
Сикстинская мадонна. 1514-1515 гг.
Контур — очертание, линия, очерчивающая общую форму предмета или его детали. Контур - одно из средств художественной выразительности, имеющее как самостоятельное значение (например контурный рисунок, т.е. выполненный одной линией, определяющей внешнюю форму предмета, не нуждающийся в дополнительной разработке формы штриховкой или раскраской), так и вспомогательное (в предварительном наброске композиции, в картоне для монументальной живописи и т.п.).
П. Пикассо.
Карикатура на Эрика Сати, 1920 г.
Копия (от латинского copia - множество) — художественное произведение, повторяющее другое произведение и исполненное самим автором либо другим художником.
Копия (если она не используется в целях подделки) может отличаться от оригинала по технике и размерам, но, в отличие от реплики, должна точно воспроизводить манеру и композицию оригинала.
Леохар.
Аполлон Бельведерский. Римская копия. Середина IV века до н.э.
Красота — одна из универсальных форм бытия материального мира в человеческом сознании, раскрывающая эстетический смысл явлений, их внешние и внутренние качества, которые вызывают моральное удовольствие, наслаждение. Восприятие красоты в обыденной жизни чаще всего не вычленяется из целостного восприятия окружающего мира, а служит эмоционально-эстетическим продолжением общей картины, воссоздаваемой человеку его органами чувств.
Александр Максович Шилов.
Русская красавица. 1992 г.
Кроки (от французского croquis - набросок) — быстро сделанный рисунок (обычно карандашный), схватывающий наиболее характерные черты натуры либо бегло фиксирующий общий композиционный замысел архитектурного сооружения, произведения живописи, скульптуры или графики.
А. Матисс.
Женская голова. 1949 г.
Круглая скульптура — вид скульптуры, произведения которой (в отличие от рельефа) представляют собой самостоятельные трёхмерные объёмы, не связанные с плоскостью фона. Главные типы: статуя, бюст, скульптурная группа.
М. М. Антокольский.
Мефистофель. Мрамор. 1883 г.
Кубизм (от французского cubisme) — направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века. Для кубизма характерно использование подчёркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические составляющие.
Ф. Леже.
Женщина с кошкой. 1921 г.
Курос (от греческого kuros) — статуя юноши-атлета (преимущественно обнажённого), характерный образец древнегреческой пластики периода архаики. Тип складывается в конце VII в. до н.э. в связи с возникновением идеала физически совершенного героя, атлета или воина. Отличаются строго фронтальной статичной композицией, суммарной трактовкой форм человеческого тела, архаической улыбкой. Ставились в святилищах и на гробницах.
Курос. 530 г. до н.э.
Лессировка (от немецкого lasieren - покрывать глазурью) — тонкие прозрачные или полупрозрачные слои красок, которые наносятся на просохшие или полупросохшие плотные красочные слои картины, чтобы изменить, усилить или ослабить цветовые тона, обогатить колорит, добиться его единства и гармонии. Лессировками обычно заканчивалось исполнение картины художниками XVI-XIX вв.
Леонардо да Винчи.
Мария с младенцем и со Святой Анной. 1500-1507 гг.
Локальный цвет — в живописи основной и неизменный цвет изображаемых объектов, условный, лишённый оттенков, которые возникают в природе под воздействием освещения, воздушной среды, рефлексов от окружающих предметов и пр. Понятие впервые введено Леонардо да Винчи в "Книге о живописи". Применение характерно для изобразительного искусства средневековья, Раннего Возрождения и классицизма.
"Девушка с цветком в шляпе летом в горах" Михаил и Инесса Гармаш.
Манера — характер исполнения какого-либо художественного произведения отдельным автором, его индивидуальный стиль, проявляющийся в выборе художественных средств и их интерпретации.
С. Дали.
Постоянство памяти. 1931 г.
Марина (от латинского marinus - морской) — картина, изображающая морской вид; тип пейзажа. Как самостоятельный жанр обособилась в европейском искусстве XVII века и впервые пережила свой расцвет в творчестве голландских маринистов, расширивших жанровые границы и обратившихся к правдивой передаче морской стихии.
И. К. Айвазовский.
Девятый вал. 1850 г.
Масляная живопись — вид живописи художественными масляными красками, которые готовят растиранием неорганических пигментов в отбеленном льняном масле. Пишут преимущественно на холсте, а также на картоне, дереве, металле, покрытых специальными грунтами, или на известковой штукатурке. Отличают выразительность и динамика письма, в большей степени, чем какая-либо другая техника живописи, она позволяет достичь на плоскости зрительной иллюзии объёмов и пространства, богатых цветовых эффектов и глубины тона.
Я. ван Эйк.
Портрет семьи Арнольфини. 1434 г.
Меандр — распространённый тип геометрического орнамента; имеет вид линии, ломанной под прямым углом. Широко применялся в искусстве Древней Греции; получил название от извилистой реки Меандр в Малой Азии.
Минимализм — направление авангардизма 1960-х — начала 1970-х гг. Произведения, созданные в этом стиле, отличает намеренная простота формы, которая зачастую сведена к элементарным геометрическим контурам, а также колористический лаконизм.
Эльсуорт Келли. Красный Синий Зеленый. 1963 г.
Модель (от латинского modulus - мера, мерило, образец, норма) — в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве:
1. Изображаемый объект.
2. Изделие, с которого снимается форма для воспроизведения в другом материале.
3. Образец, служащий эталоном, стандартом для последующего массового производства.
Ж. О. Д. Энгр.
Большая купальщица. 1808 г.
Модерн (от французского moderne - современный, ар-нуво во Франции, югендстиль в Германии, стиль либерти в Италии) — художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX — начале XX вв. Его отличительными особенностями можно назвать отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (наиболее ярко это проявилось в архитектуре), расцвет прикладного искусства с преобладающим орнаментальным растительным мотивом.
Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.
А. Муха. "Драгоценные камни - Топаз, Рубин, Изумруд, Аметист". 1900 г.
Модернизм (от французского moderne - новейший, современный) — совокупность множества художественных течений XX века: модерна, экспрессионизма, фовизма, кубизма, футуризма, абстракционизма, дадаизма, сюрреализма, поп-арта, оп-арта, боди-арта и многих других. В широком смысле «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира художником и несущих новые выразительные средства изобразительного языка. Конец 1970-х — начало 1980-х гг. характеризуют широкое и неоднородное движение постмодернизма.
А. Модильяни, Обнаженная на подушке, 1917 г.
Монохромия (от греческого monos - один и chroma - цвет; буквально - одноцветность) — вид колористического решения произведения искусства, основанный на употреблении одного тона какого-либо цвета или его тональных градаций (т.е. окраска в один цвет). Пример — гризайль.
Н. К. Рерих. Тара, 1933 г.
Монумент (от латинского moneo - напоминаю) — памятник значительных размеров в честь крупного исторического события, выдающегося общественного деятеля и т.п. Часто служит идейной и объёмно-пространственной образующей архитектурного ансамбля или входит в состав скульптурно-архитектурного комплекса.
Донателло.
Конная статуя кондотьера Гаттамелаты в Падуе. Бронза. 1446-1453 гг.
Монументальное искусство — род пластических искусств; включает произведения, создаваемые для архитектурной среды, во взаимодействии с которой они приобретают окончательную идейно-образную завершённость. Относятся: памятники и монументы, скульптурное, живописное, мозаичное убранство зданий, витражи и т.д. Выступая в синтезе с архитектурой, произведения являются важной пластической или смысловой доминантой ансамбля. Изобразительно-тематические композиции на фасаде или в интерьере, памятники на площади обычно посвящены воплощению наиболее общих философских и социальных идей времени, служат увековечению памяти выдающихся деятелей или значительных событий.
Мозаика "Кузнецы современности"
Авторы композиции – Галина Зубченко и Григорий Пришедько.
Монументальность — свойство художественного образа, родственное эстетической категории "возвышенное". Произведениям монументального характера свойственно общественно значимое содержание, воплощённое в величавой пластической форме. Может присутствовать в различных видах и жанрах искусства, но особенно необходима для монументального искусства, в котором она является основой художественного качества.
Портал пещерного храма фараона Рамзеса II в Абу-Симбеле.
Древний Египет. XIII в. до н.э.
Набросок — произведение графики, живописи или скульптуры небольших размеров, бегло исполненное художником. Главное назначение - быстрая фиксация отдельных наблюдений или замыслов в процессе текущей работы художника. Может исполняться с натуры либо по памяти или воображению.
В. Серов.
Портрет Эжена Изаи. 1903 г.
Наивное искусство — одна из областей искусства примитива XVIII-XX вв., включающая изобразительные виды народного искусства, творчество художников-самоучек.
Ф. Федоренко.
Автопортрет с другом. 1996 г.
Натурализм (от латинского nаturа - природа) — поздний этап развития французской реалистической живописи, пришедшийся на 1870-е гг. Натуралистами называли бывших художников-академистов, которые стремились как можно более точно, фотографично запечатлеть окружающую действительность, в частности повседневную жизнь крестьянства и рабочего класса. Натурализм противостоял реализму, выражаясь во внешне жизнеподобном воспроизведении реальности, но без его идейного осмысления, художественного обобщения, критической оценки и отбора.
Д. Р. Найт. Окликая паромщика, 1870-1890 гг.
Натюрморт (от французского nature morte, буквально - мёртвая натура) — жанр изобразительного искусства, посвящённый изображению окружающих человека вещей, композиционно организованных в единую группу. В натюрмортах изображают и объекты живой природы, изолированные от естественных связей и тем самым обращённые в вещь - рыбу на столе, цветы в букете, дичь и т.п.
Ж. Б. С. Шарден.
Бриошь (Десерт). 1763 г.
Ню (от французского nu - нагой, раздетый) — один из жанров изобразительного искусства, посвящённый изображению нагого тела, преимущественно женского. Зародился в эпоху Возрождения в рамках мифологического, аллегорического, исторического и бытового жанров.
Ж. О. Д. Энгр.
Турецкая баня. 1863 г.
Нюанс (от французского nuance) — оттенок, тонкое различие; в изобразительном искусстве - едва заметный переход одного цветового тона в другой (в живописи), одной светотеневой градации в другую (в скульптуре, графике). Совокупность оттенков (нюансировка) применяется для достижения более тонкой моделировки объекта изображения.
К. Моне. Руанский собор.
Первый свет. 1892-1894 гг.
Одигитрия (путеводительница) — иконографический тип изображения Богоматери, поясное изображение стоящей или сидящей с младенцем (часто благославляющим) на левой (иногда на правой) руке, другая рука, как правило, прижата к груди или поддерживает Христа.
Дионисий. "Богоматерь Одигитрия", 1502–1503 гг.
Оп-арт (сокращение от английского optical art - оптическое искусство) — художественное течение второй половины XX века, использующее различные оптические иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур. Оптическая иллюзия изначально присутствует в нашем зрительном восприятии: изображение существует не только на холсте, но в действительности и в глазах, и в мозге зрителя.
В. Вазарели.
Оп-арт. 1943 г.
Оранта (молящаяся) — одно из трёх канонических изображений Богоматери (с воздетыми вверх руками). Имело две разновидности - панагия и знамение.
Богоматерь Великая Панагия
(Оранта). Начало XIII в.
Оригинальность (от латинского originalis - первоначальный, первичный) — самобытность, неповторимость эстетического объекта и субъекта, проявляющаяся в богатстве и своеобразии содержания и формы произведения искусства, в глубине и нестандартности эстетического восприятия мира, в оценке и критической интерпретации явлений искусства.
А. Матисс. Танец. 1910 г.
Оттенок — градация тона, нюанс; в изобразительном искусстве одно из средств создания художественного произведения. Разнообразие оттенков обогащает колорит (в живописи), светотеневую моделировку (в скульптуре, графике).
Ф. Васильев. Мокрый луг. 1872 г.
Офорт (от французского eauforte - "крепкая водка", то есть азотная кислота) — вид гравюры на металле, в котором углублённые элементы печатной формы создаются путём травления металла кислотами. В широком смысле в понятие офорт часто включают и другие виды гравюры с травлением — акватинту, лавис, мягкий лак. Для офорта характерны живописность и эмоциональность манеры, свобода штриха, тонкость светотени.
Ф. Гойя.
Конь-похититель. Офорт. 1815 г.
http://patlah.ru
© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.
|