Энциклопедия Технологий и Методик
|
Стили и направления в живописи
(с наглядными примерами и образцами картин)
Под стилем понимают сформировавшийся комплекс изобразительных приемов, выразительных средств, идентифицирующих художественную самобытность явления искусства. Слово «стиль» происходит от лат. stilus, от греч. stylos, что означает «остроконечная палочка для письма».
Существует огромное разнообразие стилей и направлений в изобразительном искусстве. Часто они не имеют четко выраженных границ и плавно переходят из одного в другой, находясь в непрерывном развитии, смешении и противодействии. В рамках одного исторического художественного стиля всегда зарождается новый, а тот, в свою очередь, переходит в следующий и т.д.
Наиболее крупным в истории искусства является понятие эпохи. Для каждой эпохи характерна определенная «картина мира», которая складывается из философских, религиозных, политических идей, научных представлений, психологических особенностей мировосприятия, этических и моральных норм, эстетических критериев жизни, по которой и отличают одну эпоху от другой. Таковы - Первобытная эпоха, эпоха Древнего мира, Античность, Средние века, Возрождение, Новое время.
В одну и ту же историческую эпоху могут сосуществовать несколько стилей. Например, Классицизм, Академизм и Барокко в XVII столетии, Рококо и Неоклассицизм – в XVIII, Романтизм и Академизм – в XIX. Такие стили как, например, Классицизм и Барокко называют большими стилями, поскольку они распространяются на все виды искусства: архитектуру, живопись, декоративно-прикладное искусство, литературу, музыку.
Следует различать: художественные стили, направления, течения, школы и особенности индивидуальных стилей отдельных мастеров. В рамках одного стиля может существовать несколько художественных направлений. Художественное направление складывается как из типичных для данной эпохи признаков, так и из своеобразных способов художественного мышления. Стиль Модерн, например, включает ряд направлений рубежа веков: и Постимпрессионизм, и Символизм, и Фовизм и т.д. С другой стороны, понятие символизма, как художественного направления, хорошо разработано в литературе, в то время как в живописи оно очень размыто и объединяет художников, настолько разных стилистически, что часто трактуется лишь как объединяющее их мировоззрение.
Стили между собой неравнозначны — какой-то стиль существует веками, какой-то был актуален всего лишь несколько лет. Деление творчества художников на стили, или направления, носит условный характер. Происходит это потому, что четко обозначить границы того или иного стиля не представляется возможным. Существует практически бесконечное их разнообразие.
В данном справочнике представлены лишь основные стили и направления в изобразительном искусстве, с которыми будет полезно ознакомиться начинающему художнику.
Автор-составитель: Патлах Вячеслав Владимирович, 2017 г.
АБСТРАКЦИОНИЗМ (произошло от лат. abstractio - удаление, отвлечение) — направление искусства, отказавшееся от приближенного к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма - достижение гармонии, создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации. Главными представителями абстракционизма были: Василий Кандинский (1866-1944), Пабло Пикассо (1881-1973).
Василий Кандинский. «Желто красно голубое». 1925 г.
Ф. Марк. «Сражающиеся формы». 1914 г.
АВАНГАРДИЗМ (произошло от фр. avant-garde - передовой отряд) — совокупность экспериментальных, модернистских, подчеркнуто необычных, поисковых начинаний в искусстве ХХ века. Авангардными направлениями являются: фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм, акционизм, поп-арт, концептуальное искусство.
Казимир Малевич. «Чёрный квадрат». 1915 г.
П. Пикассо. «Три музыканта». 1921 г.
АКАДЕМИЗМ (от фр. academisme) — направление в европейской живописи XVI-XIX веков. Основывалось на догматическом следовании внешним формам классического искусства. Последователи характеризововали этот стиль как рассуждение над формой искусства древнего античного мира и эпохи Возрождения. Академизм восполнял в себе традиции античного искусства, в которых идеализирован образ натуры, компенсируя при этом норму красоты. В этом стиле писали Аннибале, Агостино и Лодовико Карраччи.
Жан Жером. «Арабский рынок наложниц». 1866 г.
Александр Кабанель. «Клеопатра». 1887 г.
Жан Жером. «Пальцы вниз». 1872 г.
АКЦИОНИЗМ (от англ. action art - искусство действия) — хэппенинг, перформанс, эвент, искусство процесса, искусство демонстрации и ряд других форм возникших в авангардистском искусстве 1960-х годов. В соответствии с идеологией акционизма художник должен заниматься организацией событий, процессов. Акционизм стремится стереть грань между искусством и действительностью. Наиболее известный представитель акционизма - Джексон Поллок.
Отто Мюль. «Лягушачий король».
Ив Кляйн. «Антропометрия 11». 1960 г.
АЛЛА ПРИМА (аля прим) (произошло от итал. alla prima - в первый момент) — разновидность техники масляной живописи, предусматривающая выполнение картины (или её фрагмента) за один сеанс, без предварительных прописок и подмалевка.
П.П. Кончаловский. «Сирень в корзине». 1933 г.
Алексей Хлебников. «Цветочный натюрморт».
Алексей Хлебников. «Дачный пейзаж».
АМПИР (произошло от франц. empire - империя) — стиль в архитектуре и декоративном искусстве возникший во Франции в начале XIX в., в период Первой Империи Наполеона Бонапарта. Ампир - финал развития классицизма. Для воплощения величества, изысканности, роскоши, мощи и воинской силы Ампиру характерно обращение к античному искусству: дрепнеегипетским декоративным формам (военные трофеи, крылатые сфинксы...), этрусским вазам, помпейской росписи, греческому и римскому декору, ренессансных фрескам и орнаментам. Главным представителем этого стиля был Ж.Л. Давид (картины "Клятва Горациев" (1784), "Брут" (1789)).
Лэслетт Джон Потт. «Прощание Наполеона с Жозефиной». 1809 г.
Климент Пуйоль Де Гуаставино. «Просмотр ювелирных украшений». 1878 г.
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО — художественный метод, разработанный и обоснованный Павлом Филоновым в 10-20-х гг. ХХ века. Отталкиваясь от кубизма как носителя рационалистического начала, Филонов противопоставлял ему принцип органического роста (как растет дерево) художественной формы и «сделанности» картин.
Принцип сделанности – главное положение Аналитического Искусства. Художник «строит» свою картину, как природа «творит» из атомов» и молекул более крупные образования. Понимая, «что в любом объекте не два предиката, форма да цвет, а целый мир видимых и невидимых явлений, их эманаций, реакций, включений, генезиса, бытия, известных или тайных свойств, имеющих в свою очередь иногда бесчисленные предикаты», Филонов был убежден, что все это многообразие свойств может быть пластически выражено в живописи.
Мастера Аналитического искусства: Павел Филонов, Татьяна Глебова, Алиса Порет, Михаил Цибасов, Софья Заклиновская, Павел Зальцман, Павел Кондратьев, Борис Гурвич, Николай Евграфов, Всеволод Сулимо-Самуйлло, Юрий Хржановский.
П. Филонов. «Крестьянская семья». 1914 г.
П. Зальцман. «Тройной автопортрет». 1932 г.
АНАХРОНИЗМ (от греч. ana - обратно и hronos - время), другое название - гиперманьеризм — одно из направлений постмодернизма, предлагающее авторскую интерпретацию искусства прошлого. Явившись результатом отрицания модернизма (т.е. авангардистского направления в искусстве), постмодернизм объявил своей целью возврат к срарым формам, историческим традициям, стилям предшествующей многовековой культуры. В поисках новых форм художники-постмодернисты смешивают художественные стили различных эпох и культур, создавая на этой основе индивидуальную мифологию, соотнесенную с личным опытом автора. Анахронизм возник в конце 1970-х гг. в Италии, позднее и во Франции. Мастера анахронизма: Карло Мария Мариани, Омар Галлиани, Луиджи Онтани, Стефано ди Стасио, Убальдо Бартолини, Антонио Аббате, Жан Гаруй.
Карло Мария Мариани. «Полет богов».
Жерар Гаруст. «Валаам».
Чезаре Дженнари. «Орфей со скрипкой».
АНДЕГРАУНД (от англ. underground - подполье, подземелье) — ряд художественных направлений в современном искусстве, противопоставляющих себя массовой культуре, мейнстриму. Андеграунд отвергает и нарушает принятые в обществе политические, моральные и этические ориентации и типы поведения, внедряя в повседневность асоциальное поведение. В советский период в силу строгости режима почти всякое неофициальное, т.е. не признанное властями, искусство оказывалось андеграундом.
Агнесс Сесиль (Сильвия Пелиссеро). «Никогда не говорить».
Оскар Рабин. «Бани (Нюхайте одеколон ‘Москва’)», 1966 г.
АНИМАЛИСТИКА (произошло от лат. animal - животное) — жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения являются животные.
Татьяна Данчурова. «Волки на берегу». 2007 г.
Роберт Бейтман. «Семья лосей». 2011 г.
Ф. Снайдерс. «Охота на кабана». 1625-1630 гг.
АППЛИКАЦИЯ (произошло от лат. applicatio - прикладывание) — способ создания орнаментов, изображений путём наклеивания на холст разноцветных кусочков какого-либо материала.
Елена Сергеенко. «Золотая осень». 2013 г.
Евгения Корниенко. «Бабье лето». 2010 г.
АР БРЮТ - (от франц. art brut – грубое, сырое искусство) — направление в европейском искусстве середины ХХ века, основателем и лидером которого был французский художник Жан Дюбюффе, разработавший концепцию чистого искусства, искусства, отвергающего красоту и гармонию.
В современном искусстве понятие «ар брют» включает в себя творчество людей, существующих вне общества, — душевнобольных инвалидов, всевозможных маргиналов, а также произведения Ж.Дюбюффе, вдохновленные этими образцами. Ар брют является частью более широкого направления – «Аутсайдер арт» (искусство аутсайдеров), ставшего за последнее десятилетие серьезным движением в мировом художественном процессе.
Мастера Ар Брют: Жан Дюбюффе, Антонии Тапиес, Адольф Вельфли, Генри Дангер, Мортон Бартлетт, Роземари Кочи, Пол Хамфри. Юджин фон Брюнхенхайн.
Ж. Дюбюффе. «Джаз-банд». 1955 г.
Ж. Дюбюффе. «Автопортрет». 1958 г.
АР НУВО (Модерн) (от франц. art nouveau, буквально - новое искусство) — распространённое во многих странах (Бельгия, Франция, Англия, США и др.) название стиля Модерн. Самый известный художник этого направления живописи: Альфонс Муха.
Альфонс Муха. «Саломея». 1897 г.
Галилео Чини. «Аллегория живописи». 1895 г.
Эжен Грассе. «Девушка в саду». около 1896-98 гг.
АРТЕ ПОВЕРА (от итал. arte povera - бедное искусство) — художественное направление, объединившее художников из Рима, Турина, Милана и Генуи во второй половине XX в. Художники Арте повера визуализировали диалог между природой и индустрией, используя промышленные или нехудожественные материалы, хотели освободить творчество от ограничений традиционных форм искусства и художественного пространства, а также играли с политическим измерением индустриальных материалов. Движение стало заметным явлением на международной арт-сцене, находясь в противостоянии и диалоге с минимализмом в Америке, который также использовал индустриальные материалы. С точки зрения художников Арте повера, минимализм занимался аспектами формы и не затрагивал поэтические, политические и исторические проблемы, которые были важны для арте повера. Арте повера не было объединением художников, имеющим свой манифест. Это было прежде всего движение, которое при помощи куратора и критика было признано и классифицировано в своей совокупности.
Алигьеро Боэтти. «Самолеты. 1989 г.
Алигьеро Боэтти. «Все». 1989 г.
АРТ ДЕКО (от фр. art deco, сокр. от decoratif) — направление в искусстве в середине ХХ века, обозначившее синтез авангарда и неоклассицизма, пришло на смену конструктивизму. Отличительные признаки этого направления: усталость, геометрические линии, роскошь, шик, дорогие материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа). Самым известным художником этого направления является Тамара де Лемпицка (1898-1980).
Хелена Лам. «Мадам освещенная солнцем» (Madam Clementoni).
Тамара де Лемпицке. «Кизетта на балконе». 1927 г.
АЭРОГРАФИЯ — техника живописного письма аэрографом (англ. аirbrush - в переводе - воздушная кисть - прибор для тонкого распыления краски сжатым воздухом) по трафарету.
БАРОККО (произошло от итал. barocco - странный, причудливый или от порт. perola barroca - жемчужина неправильной формы, существуют и другие предположения о происхождении этого слова) — художественный стиль в искусстве позднего Возрождения. Отличительные признаки этого стиля: преувеличенность размеров, изломанность линий, обилие декоративных подробностей, тяжесть и колоссальность.
П.П. Рубенс. «Самсон и Далила». 1610 гг.
Якоб Йорданс. «Портрет молодой супружеской пары». 1620 г.
БИДЕРМЕЙЕР (от нем. biedermeier - простодушный, обывательский) — направление в немецком и австрийском искусстве, распространённое в 1815-1848 годах. Стиль является ответвлением романтизма, пришедшего на смену ампиру, поэтому его иногда называют смесь ампира с романтизмом. В бидермейере формы стиля ампир преобразовывались в духе интимности и домашнего уюта. Для стиля характерно тонкое, тщательное изображение интерьера, природы и бытовых деталей. Представители бидермейера в живописи: Г.Ф. Керстинг, Людвиг Рихтер, Карл Шпицвег, Мориц фон Швинд и Фердинанд Вальдмюллер.
Карл Шпицвег. «Воскресная прогулка». 1841 г.
Карл Шпицвег. «Любовное письмо». 1846 г.
Йозеф Данхаузер, «Вскрытие завещания». 1836 г.
БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР (произошло от фр. bataille - битва) — жанр изобразительного искусства, в котором изображаются темы войны: битвы, сражения, военные походы.
Ян Матейко. «Грюнвальдская битва». 1878 г.
Василий Суриков. «Покорение Сибири Ермаком». 1895 г.
В. Дмитриевский. «Рождение Красной Армии» 1954 г.
БЫТОВОЙ ЖАНР (жанровая живопись) — жанр изобразительного искусства, в котором изображаются обыденные сцены из повседневной жизни человека без прикрас.
Ю.П. Кугач. «В семье. Первые шаги» 1969 г.
Владимир Маковский. «Варка варенья». 1876 г.
Василий Перов. «Тройка». 1866 г.
ВАНИТАС (от лат. vanitas, буквально - суета, тщеславие) — жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Подобные картины, ранняя стадия развития натюрморта, предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Наибольшее распространение получил во Фландрии и Нидерландах в XVI и XVII веках, отдельные примеры жанра встречаются во Франции и Испании.
Питер Клас. «Vanitas - Still Life». 1625 г.
Хендрик Андриссен. «Vanitas (Натюрморт композиция с черепом)». 1650 г.
ВЕДУТА (от итал. veduta - «вид») — жанр Венецианской живописи XVIII века, в котором изображается городской пейзаж в виде панорамы, с соблюдением масштаба и пропорций. Великий представитель этого стиля в живописи - венецианский художник Каналетто (1697-1768). В России родоначальником архитектурной ведуты были живописцы Ф.Я. Алексеев, М.Н. Воробьёв, С.Ф. Щедрин.
Ян Вермеер. «Вид Дельфта». 1660 г.
Каналетто. «Вид на Темзу и Лондон из Ричмонд-хауса». 1747 г.
ВЕРИЗМ (от итал. il verismo, от слова vero - истинный, правдивый) — реалистическое направление в итальянском изобразительном искусстве конца XIX века. Термин возник в XVII веке, употреблялся в изобразительном искусстве и обозначал реалистическую струю в живописи барокко. Затем термин возрождается во второй половине XIX века, являясь обозначением (весьма неопределённым расплывчатым) реалистического и натуралистического направления в итальянском искусстве. Самыми известными художниками этого направления являются Дж. Фаттори, С. Лега, Т. Синьрини, О. Боррани, В. Кабьянка, Дж. Аббати и др.
Франческо Паоло Микетти. «Пастушка с ребенком». 1880-90 гг.
Стэнхоуп Форбс. «Улица в Бретани». 1881 г.
ВИЖЕНАРИ АРТ (от англ. Visionary art) — художественный стиль, имеющий в своей основе спонтанное изображение увиденного в изменённом состоянии сознания (Изменённое состояние сознания, ИСС), религиозного, медитативного созерцания, транса, а также «флешбэков» (от англ. flash - вспышка, back - назад, обратно) - в буквальном смысле - кинематографический термин, обозначающий ретроспективную сцену, стоп-кадр), возникающих после так называемых «трипов» (психотропных путешествий).
Николь Мизогучи. «Рай». 2015 г.
Молли Гарднер. «Двигаюсь вперед». 2015 г.
ВОЗРОЖДЕНИЕ, или РЕНЕССАНС (от фр. renaissance, и от итал. rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре Нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV-XVI века. Отличительная черта эпохи Возрождения - светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» - так и появился термин. Рисуя картины традиционной религиозной тематики, художники начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане, что позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными. Это резко отличало их творчество от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении.
Наиболее известные художники этого периода: Сандро Боттичелли (1447-1515), Леонардо да Винчи (1452-1519), Рафаэль Санти (1483-1520), Микеланджело Буонарроти (1475-1564), Тициан (1477-1576), Антонио Корреджо (1489-1534), Иероним Босх (1450-1516), Альбрехт Дюрер (1471-1528).
Сандро Боттичелли. «Весна». 1478 г.
Пьеро ди Козимо. «Портрет Симонетты Веспуччи». 1490 г.
Джорджоне. «Спящая Венера». 1508-1510 гг.
ВОРТИЦИЗМ — направление английского авангарда, основанное Уиндемом Льюисом в 1914 году. Это название обязано своим происхождением замечанию итальянского футуриста Умберто Боччони о том, что любое творчество рождается из вихря чувств (по-итальянски vortizto - вихрь). Подобно футуризму, вортицизм - резкий, угловатый и очень динамичный стиль, распространившийся как в живописи, так и в скульптуре, - стремился передать процесс движения. Хотя вортицизм не дожил даже до окончания Первой мировой войны, он сыграл важную роль как этап в процессе формирования абстрактного искусства в Англии. (Бомберг, Льюис).
Дэвид Бомберг. «Грязевая ванна». 1914 г.
Лоуренс Аткинсон. «Озеро». 1915 г.
ВУДЛЕНД (от англ. Woodland - лесная земля) — стиль в искусстве, берущий начало в символике наскальных изображений, мифах и легендах североамериканских индейцев. Художники стиля Вудленд: Норваль Мориссо, Стивен Снейк, Карл Рэй, Василий Мушик.
Stephen Snake. «Медная Громовая Птица (портрет Норваля Мориссо)». 2008 г.
Василий Мушик. «Лесное созвездие». 2004 г.
Василий Мушик. «Зовущие берега». 2008 г.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ АБСТРАКЦИОНИЗМ — форма абстрактного искусства, основанная на использовании геометрических форм, иногда, хотя и не всегда, расположенных вне иллюзорного пространства и объединенных в беспредметные, абстрактные композиции. В основе абстрактных композиций лежит создание художественного пространства путем сочетания различных геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий.
Любовь Попова. «Живописная архитектонтика в оранжевом». 1917 г.
Павел Константин. «Геометрия». 1981 г.
ГИПЕРМАНЬЕРИЗМ (другое название — анахронизм) — одно из течений постмодернистской живописи, предлагающее авторскую интерпретацию искусства прошлого. Гиперманьеризм возник в Италии в конце 70-х, а в начале 80-х — во Франции. Его важнейшим идейным источником стало творчество Джорджо де Кирико. Гиперманьеристы вдохновляются искусством мастеров прошлого (Возрождения, маньеризма, барокко), которых они перефразируют, пародируют. По сути своей, гиперманьеристы - стилизаторы, обратившиеся к анализу искусства прошлого. Идея, концепция, цитата - основа диалога художника с прошлым.
Карло Мария Мариани. «Химера». 2004 г.
Карло Мария Мариани. «Рука, ведомая разумом». 1983 г.
ГИПЕРРЕАЛИЗМ, ФОТОРЕАЛИЗМ, СУПЕРРЕАЛИЗМ (от греч. giper — над, сверх; лат. realis - вещественный) — стиль в живописи и скульптуре, основанный на фотореализации объекта. Гиперреализм возник в США, а затем и в Западной Европе в 60-70-хх гг. ХХ века. Цель гиперреализма – изображение повседневных реалий, а главные темы – обезличенная механизированная жизнь современного города, обезличенная живая система в жестком и грубом мире. Его сюжеты нарочито банальны, а образы – подчеркнуто объективны. Являясь формой фигуративного искусства, гиперреализм основывается на доскональной точности и детальности воспроизведения действительности, имитирующей специфику фотографии. Произведения гиперреалистов представляют собой детально копированные фотографии, увеличенные до размеров большого полотна. Некоторые художники, работавшие в этом направлении, на самом деле использовали фотографии и цветные слайды как основу для своих работ. При этом сохранялись все особенности фотоизображения, для чего художниками использовались механические приемы копирования: диапроекция, лессировка, аэрограф вместо кисти, эмульсионное покрытие и т.д. Применение таких технологий было не случайным: оно подчеркивало механистичность , устраняло из процесса создания человеческое присутствие, как бы стараясь не допустить собственное, личное видение мира художником. Возможно поэтому мир гиперреализма кажется неживой, холодной, отстраненной от зрителя сверхреальностью.
Джефри Смарт. «Путепровод». 1984 г.
Клаудио Браво. «Возвращение из супермаркета». 1971 г.
ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ (архитектурный пейзаж) — жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения являются городские улицы, здания.
А.М. Васнецов. «Московский Кремль». 1897 г.
Василий Садовников. «Вид Дворцовой площади и Зимнего дворца в Санкт-Петербурге». 1830 г.
ГОТИКА (произошло от итал. gotico - непривычный, варварский) — период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения искусство средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Готика в своем развитии подразделяется на Раннюю готику, Период расцвета, Позднюю готику.
Братья Лимбург. «Посев осимых у замка Лувр» (Миниатюры Времена года из календаря герцога Берийкого). 1415-50 гг.
Симоне Мартини. «Спасение ребенка Августином Новелло». 1328 г.
Лоренцо Монако. «Пир Ирода». 1387 г.
ГОХУА (guo hua) — термин для обозначения техники и стиля традиционной китайской живописи, в которой используются тушь и водяные краски на шёлке или бумаге.
Цянь Сюань. «Ван Сичжи наблюдает за гусями». XIII век.
Картина в стиле Гохуа современных художников.
ГРАФИКА (греч. graphike, от grapho - пишу, черчу, рисую) — искусство изображения предметов контурными линиями и штрихами. Иногда в графике допускается применение цветных пятен, но здесь они играют вспомогательную роль.
В.Г. Перов. «В ссудной кассе». 1867 г.
А.К. Саврасов. «Оттепель». 1887 г.
ГРАФФИТИЗМ (англ. graffitism, от итал. graffiti – букв. «царапины»), «искусство подземки» — течение в американской живописи постмодернизма 1970-1980-х гг.
Это движение имеет довольно четкие временные границы: возникнув в конце 1970-х гг. на волне небывалого интереса к городскому низовому искусству, искусству этнических меньшинств (и к граффити как ярчайшему его проявлению), к концу 1980-х гг., граффитизм практически исчез из американской художественной жизни.
Наибольшую известность среди художников-граффитистов получили Жан-Мишель Баския, Кейт Херинг и Кенни Шарф. Баския, выходец из Ямайки, был самоучкой, которого открыл Энди Уорхол.
Жан-Мишель Баския. «Bird on Money». 1981 г.
Кенни Шарф. «Андрогония». 1996 г.
ГРИЗАЙЛЬ (произошло от фр. grisaille, от gris - серый) — вид декоративной живописи, выполняемой в разных оттенках какого-либо одного цвета (чаще всего сепии или серого). Гризайль применяется с XVII века, широко распространена в росписях интерьеров классицизма, главным образом как имитация скульптурного рельефа.
Руслан Онищенко. «В ожидании Ренессанса». 2015 г.
М.Г. Бодрина. «Чаепитие». 2005 г.
Автор-составитель: Патлах В.В.
http://patlah.ru
© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.
|